От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Администрация (Кудинoв Игорь) Ответить по почте
Дата 10.06.2008 14:17:43 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Болонка

господи какое счастье, что дети уже отучились

socialism.ru
Олигархи объявили войну высшей школе
http://socialism.ru/news/socsopr-inform/forum-of-oligarchs-declared-war-higher-school

Иван Овсянников 2008.06.10

Его Величество Капитал ищет дешевой, неквалифицированной рабочей силы "без претензий". Между тем 88% семей в России мечтают дать детям высшее образование.

Народная мудрость, как известно, гласит: "Сытый голодного не разумеет". Справедливость этой вечной истины подтвердил на днях ректор Высшей Школы Экономики Ярослав Кузьминов. Выступая на конференции "Экономика знаний и интеллекта. Образование и ключевые компетенции. Конкуренция за трудовые ресурсы" в рамках XII Петербургского Международного Экономического Форума, он сделал заявления, прекрасно характеризующие логику образовательной политики правящего класса.

По словам Кузьминова, в сегодняшней России слишком много студентов - 510 человек на 10 тыс. населения, а если, в соответствии с американской методикой, прибавить к ним учащихся техникумов, то и того больше - 630 на 10 тыс. А это "превышает предъявляемый в России спрос на профессионалов". В связи с этим Кузьминову кажется "привлекательным" ограничение приема в ВУЗы, поскольку что "рабочих рук не хватает ни в сфере услуг, ни в производстве". В переводе на язык "голодных" это означает следующее: Его Величество Капитал ищет дешевой, неквалифицированной рабочей силы "без претензий". Между тем 88% семей в России мечтают дать детям высшее образование. Но для тех, кого представляет г-н Кузьминов, представления "быдла" о хорошей жизни, конечно, не аргумент.

О том же, о чем и ректор ВШЭ, говорил на форуме и Сергей Иванов. Развивая свой давний тезис о "талантливых балалаечниках" вице-премьер заявил, что государство не намерено поддерживать "фабрики по выдаче дипломов". Таковыми же, по его мнению, являются почти все российские ВУЗы за исключением 20-30-ти "ведущих", которые и должны получать бюджетное финансирование.

Программа тотальной коммерциализации российского образования далеко не нова. Рассуждения на тему его "избыточности", "неэффективности", "затратности" звучат из уст высших чиновников и официозных экспертов не первый год, несмотря на упорную оппозицию со стороны преподавателей и ученых.

Принятый пару лет назад закон об "автономных учреждениях" фактически устранил преграды на пути приватизации "нерентабельных" учебных заведений. Разговоры о ликвидации "неэффективных" ВУЗов, прежде всего, региональных, также ведутся давно. Однако в предвыборный период тема эта была для правящих неудобной. Теперь, в начале нового президентского срока, "непопулярные реформы" в различных сферах снова наберут обороты. Надеждам интеллигенции на "либерального" г-на Медведева не суждено сбыться. Точнее, экономического либерализма в его правление будет хоть отбавляй, впрочем, как и прежде. Только образованию от этой либерализации будет весьма несладко.

О серьезности намерений правительства говорит и ажиотаж, охвативший бюрократические круги в провинции. Так, в Воронеже на днях состоялась пресс-конференция главы местного управления образования Якова Львовича. На ней были озвучены планы объединения крупнейших ВУЗов области. Чиновник подчеркнул необходимость форсировать процесс слияния, т.к. "серьезную конкуренцию в этой сфере Воронежу составляет Орел, где удалось объединить все вузы вокруг одного учебного заведения". Не обошлось, конечно, и без метания молний в адрес строптивых ректоров. По словам Львовича, осуществлять идею слияния будет не область, а федеральный центр, который "в случае необходимости вызовет ректора и напомнит ему об ответственности за противодействие государственной политике - будет дано указание, и никто никого и спрашивать не будет".

Сможет ли образовательное сообщество России отразить очередной натиск буржуазной "оптимизации" или хотя бы отчасти сгладить ее последствия? Нет, если и дальше сопротивление будет идти в привычном русле бумажных протестов немногих авторитетных лиц. Чтобы избежать массовых сокращений преподавательского состава, дальнейшего урезания бюджетных мест и окончательного перерождения российской высшей школы в "рынок образовательных услуг" для богатых необходимо массовое протестное движение студентов и рядовых преподавателей. Это низовое движение должно перенять формы борьбы боевых рабочих профсоюзов и других социальных инициатив: стачки, митинги, захваты учебных корпусов и административных зданий, перекрытия транспортных магистралей. В противном случае с остатками бесплатного и общедоступного образования придется распрощаться.

Мысли человека, которого пятнадцать лет обучали по болонской системе:
. В http://nauka.relis.ru/05/0412/05412020.htm показано, что университетские преподаватели математику понимают, а вот у их сегодняшних учеников понимания нет в принципе - понимание заменила зубрежка. Т.е. с задачей ликвидации образования учащего думать во Франции справились всего за поколение. Причем образование учащее думать не сохранилось и на уровне элиты, в элитных французских вузах просто учат зубрить качественнее.

По ссылке шла речь не о российском образовании, а о французском. Уничтожение образования учащего думать это общемировой процесс. Россия пока здесь сильно отстает, но реформаторы не дремлют.>>


http://nauka.relis.ru/05/0412/05412020.htm

Мне их так жалко, этих детишек! Вы только представьте: из года в год с раннего детства зубрить, зубрить и зубрить весь этот бред... Но ведь понятно, что вызубрить все невозможно. Даже у самых прилежных учеников хоть в чем-то, но будут пробелы. На практике это иногда выглядит дико (по крайней мере для меня). Представьте себе: прилежный студент, умеет находить производные, умеет интегрировать (то есть он вызубрил все правила, про "штрих" и "вертикальную карлючку"), но вот дроби складывать не умеет. Или, допустим, складывать умеет, а вычитать - никак - ну не выучил вовремя! При этом он может знать всю таблицу умножения, но вот чему равно 6 умножить на 7 - нет (может, он просто проболел в тот день, когда учитель в школе это сообщал). Теперь вы, надеюсь, поняли, что на самом деле 3/6 может равняться не только 1/3, а вообще чему угодно. Если хотите, это можно назвать "пятым правилом арифметики": сколько скажем, столько и будет!>>