От Дмитрий Кропотов Ответить на сообщение
К Фриц
Дата 03.04.2006 10:44:42 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Поясняю

>>>>а)знания добываются систематически
>>>>в)знания увязываются во взаимно непротиворечивую картину мира - научное мировоззрение
>>В чем же оно? В чем тут слабое место?
>Знания много кто добывает. Например, шпион систематически работает, чтобы добыть знания о ТТХ нового оружия. Это наука?
В данном случае шпион добывает знания о реальности, обращаясь не к самой реальности, а у людей, их специально скрывающих. ТАк что это не наука. А вот скажем, попал в распоряжение ученых звездолет пришельцев - разве вы будете сомневаться в том, что систематические исследования, направленные на его изучение с целью раскрытия конструкции, технологии, облика этих самых пришельцев будут вполне себе научными?

>Ребёнок ползает по комнате, стремясь везде сунуться. Тоже систематическое изучение.
Ну вы сказали. Чтож тут систематического-то? Вполне себе случайное поведение. Ребенок, скажем, не руководствуется правилом правой руки при исследовании окружающего его "лабиринта" из комнат, предметов меблировки и т.д.

>Наконец - мой любимый пример: воин изучает боевое искусство. Получает различные кю, потом - даны. Каждый уровень - строго определённая система знаний. Распределение знаний по уровням - продумано и обоснованно. Наконец, воин становится великим - сражается, добывает новое знание в бою. Формулирует его в новой системе уровней - создаёт новую школу. Так было веками - и в фехтовании, и в музыке - да в любом ремесле. Хоть кулинарию взять. Это наука - кулинария? А ведь повара её систематически изучают.
Кулинария - сейчас трактуется как искусство, т.е. отсутствует элемент систематичности изучения. Но в той части, где для она для своих нужд систематически изучает особенности вкусового восприятия людей и т.д. (диетология и гигиена питания) - она и сейчас признается наукой.

>Ваше определение слишком широко. Явно широко, это очевидно.
Полагаю, ваши примеры показали, что оно вполне себе обладает различительной силой.
Не забывайте, мы, говоря о систематическом изучении ведем речь об изучении именно реальности, того, что в реальности имеет место быть.

>Второй же пункт страдает тавтологией. Наука то, что входит в научное мировоззрение. Ненаука - в ненаучное.
Ну, уберите слово научное. Отличительная черта научных знаний - они взаимно непротиворечиво увязываются в одно единое мировоззрение. Можно его называть научным, можно не называть. Главное - дан критерий, по которому те или иные знания в это мировоззрение могут быть включены.