С.П. настоящих крепких богословов (не вообще, а православных в т.ч. современных) и их солидарной позиции по части связи разума и веры как минимум не знает. Не читал он Хоружего и Ко
Он ошибается насчет упущенной возможности их мирного сожития и обогащения и пр др
потому что "Держание Православия — дело, прежде всего, практическое; и христианский Восток исполнял его в своей аскетике, мистике, литургике, сакральном искусстве. В отношении же теоретизированья, развития отвлеченной мысли возобладала скорее позиция недоверия и воздержания. Здесь обостренно чувствовали уникальность и новизну христианского мироощущения, образа человека, отношений человека и Бога, чувствовали, что Благая Весть имплицирует иной стиль во всем, иную духовность и иной разум." Пути русской философии http://lib.rus.ec/b/290174/read
вокруг этой цитаты посмотрите тут две страницы (нет возможности копировать)в статье Жарова. Он сведущий специалист, много написал по "теме" и совсем не антирелигиозник
в той же книге перепечатана работа такого же "умеренного" как и Жаров(есть и пожестче товарищи) Баженова 1999г с подробным , по пунктам, разносом анти-сциентизма С.Кара-Мурзы 1990г в ВопФил. ЕЕ тоже невозможно скопипастить, там ОКР. Почитайте.
СПН привет. Предпочитаю ему (точнее, этой позиции -видимо, вполне обычной) Поршнева с его контр-контрсуггестией.
цитаты СПН 13. Природа субъективна, иными словами, у нее есть свой разум, свои цели и свои методы их достижения и свой язык для разговора с людьми. Автор является атеистом, хотя с уважением относится и к религиям, и к верующим. Его точка зрения является естественнонаучной. Он считает, что Природа обладает сознанием. Этой точки зрения придерживался Шри Ауробиндо и многие другие мыслители. Отрицание Бога как наивного представления ошибочно. Вера в Бога, создание религии были объективно необходимы. Первоначально эти представления были несовершенны, как и всё первоначальное у людей, но постепенно они развились в высокую интеллектуальную и моральную культуру. Бог – это начальная форма полагания Космоса. Прямым основанием утверждения о существовании Вселенского сознания является поразительная упорядоченность Вселенной, ее масштабы и ее сложность, строгие, открытые людьми, законы. Сознание Вселенной иерархично, сознание Земли в миллионы раз меньше сознания Вселенной и в миллионы раз больше сознания людей. Формирование в чреве матери новорожденного из единственной клетки – зиготы – процесс настолько сложный, что современная наука, несмотря на ее усилия, об этом процессе не знает почти ничего. История человечества – процесс, организованный этим сознанием для его целей. В этой истории (в пределах ее понимания человечеством) структура и содержание этого процесса однозначно указывают на то, что Природа очень торопится с завершением формирования человечества. ... Возникновение противостояния СССР и Германии взамен их политического сотрудничества среди многих факторов, вызвавших противостояние, определилось также отсутствием форм и методов преодоления их индивидуальности. Советский Союз в работе с его союзными республиками достиг значительных успехов в преодолении их индивидуальности. Однако этот бесценный опыт не был обобщен и представлен в форме руководств, учитывающих различные случаи. Следует заметить, что преодоление индивидуальности не имеет целью уничтожение этнической или религиозной традиции, установившегося порядка сложившихся веками образования и жизни семей, самобытных отношений внутри социумов и тому подобного. Наоборот, при социальной интеграции сохранение всех видов специфики общества, не препятствующих самой интеграции как таковой, является важной задачей, поскольку это обеспечивает разнообразие. Если бы формы и методы преодоления индивидуальности были разработаны и использовались в начале 20-х годов, то период партнерства СССР и Германии мог бы быть более продуктивным для оптимального поиска человечеством своего будущего.
...
Вообще говоря, в некоторых пределах подъем сознания может достигаться применением насилия. Но в этом случае при отказе от насилия сознание обычно возвращается к исходному уровню. Напротив, как доказано традиционными религиями осознание бесконечного, стоящего над повседневным, делает подъем сознания более высоким и более прочным. Особенно ярко это выражено в православии. Однако такие виды подъема сознания, отделяющие его именно от повседневности, делает его непрактичным. Только понимание смысла еловечества и его исторического пути делает подъем сознания не только высоким и прочным, но и практичным. Исторически нерешенная проблема состоит в том, что не история, а историзм, должен быть главным предметом и в школе, и в ВУЗе.
... ... По методу определения содержания концепций исторического развития человечества концепции делятся на религиозные и естественнонаучные – физикалистские, биогенные и социогенные. К этой группе относятся концепции, принимающие или отвергающие субъектность Природы. Концепции исторического развития человечества также делятся на имеющие мировоззренческие основания и их не имеющие