Кара-Мурза разбирается в марксизме как свинья в апельсинах. У Маркса есть спор с Бауэром, где Маркс четко и ясно изложил свои взгляды на национальный вопрос, кстати, на основе разбора его собственных сородичей - евреев. Там Маркс не делает никаких скидок на национально-культурное у евреев, даже для них он не делает никаких исключений, он трактует позицию евреев исключительно как экономический и как следствие - социальный и политический конфликт. Все, точка. Точно так же он воспринимает и русских, и поляков, и остальных. Маркс вообще не рассматривает их в контексте национально-культурных обычаев или свойств. Точно так же Маркс рассматривает и индусов, и мексиканцев. Он их не рассматривает как мы, как носителей особой индусской или мексиканской культуры, он на них смотрит исключительно как на представителей определенного экономического и как следствие - социального и политического укладов.
Кара-Мурза читал и часто повторяет мысли из <Поминки по Просвещению>. А у Джона Грея центральная мысль всей книги о Просвещении - <В этой философской антропологии различие культур рассматривалось как эфемерная, и даже эпифеноменальная случайность в человеческой жизни и истории>. Вот именно в этой парадигме Маркс и мыслил. Да это и понятно было, никому тогда дела не было до национально-культурных особенностей, политический и экономический, социальный конфликт достигли такого накала, что всякие национально-культурные особенности имели пренебрежительно малый вес, никому до них дела не было у революционеров. Зато национально-культурные особенности использовались во всю прыть сторонниками реакции, противниками идей Просвещения, а позже и противниками марксистов, поэтому национальное вызывало столь ожесточенную неприязнь.
Кара-Мурза что, не знает о споре Маркса с Бауэром о евреях, или не понимает отношение просвещения к <эфемерности культурного>? Каким же боком он тогда приклеивает ярлык хоть какого угодно наци- или антинаци- Марксу? Маркс даже в евреях не видел национального в том смысле, в каком это сегодня видят у нас, Маркс даже у евреев считал культурные особенности <эфемерными>, а сводил их к социальной роли еврейства в соответствующей экономической формации.
И главное, Кара-Мурза стал критиковать не отдельные взгляды Маркса, что вполне допустимо и нормально, а стал выставлять Маркса как представителя <темных сил>. Но у нас нет никакой другой патриотической оппозиции кроме левой, и для них образ Маркса есть центральный редут. Так что попытка Кара-Мурзы <убить Маркса> есть попытка <убить левую оппозицию>. И после такого ножа в спину этому козлу никакого прощения быть не может.