не знаю уж, за что там удостоился Акиндин внесения в святцы, но Анкудиновых и Кудиновых пруд пруди. У нас на потоке было три.
> ищи корОче книгу по фамилиям,вроде Криничной, академическую, на 1000 страниц
1008 станиц пойдет?
Криничная Н. А., Неонила Криничная
Русская мифология: Мир образов фольклора.
• Серия: Summa [49]
Издательство: АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, Гаудеамус, 2004 г.
ISBN: 5-8291-0388-5, 5-98426-022-0
ISBN13: 978-5-8291-0388-0, 978-5-98426-022-0
1008 стр.
От издателя:
Данная книга - итог многолетних исследований, предпринятых автором в области русской мифологии. Работа выполнена на стыке различных дисциплин: фольклористики, литературоведения, лингвистики, этнографии, искусствознания, истории, с привлечением мифологических аспектов народной ботаники, медицины, географии. Обнаруживая типологические параллели, автор широко привлекает мифологемы, сформировавшиеся в традициях других народов мира. Посредством комплексного анализа раскрываются истоки и полисемантизм образов, выявленных в быличках, бывальщинах, легендах, поверьях, в произведениях других жанров и разновидностей фольклора, не только вербального, но и изобразительного. Реконструированные в процессе исследования, эти персонажи предстали как былые языческие божества (домовые, лешие, водяные и пр.), а ведуны и чародеи - как наследники древних волхвов-жрецов. В числе мифологических персонажей оказываются и люди, которым довелось предпринять поиски сокровенного града (чаще - Китежа) либо "далеких земель" (например, Беловодья).
Образ человека на распутье миров претерпел трансформацию в свете христианского вероучения. Соизмеряя с доктриной воздаяния повседневные дела и поступки, народ вырабатывал нравственно-этические идеалы и религиозно-философские взгляды на происходящее в социуме и универсуме, определяя смысл бытия.
-------------------------
руснацпатры допрыгаются до генетического анализа, будут друг у друга справки требовать, как у ЖЖ-персонажа Мулентия соратники требовали справку об "анальной девственности" :) или будут опаивать друг друга вискарем с клофелином на коллективных пьянках, забирать пробы а потом выкладывать в инете компру - вся веселуха еще впереди :)
>> ищи корОче книгу по фамилиям,вроде Криничной, академическую, на 1000 страниц
>
>1008 станиц пойдет?
>Криничная Н. А., Неонила Криничная
>Русская мифология: Мир образов фольклора.
>• Серия: Summa [49]
>Издательство: АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, Гаудеамус, 2004 г.
спасибо за наводку - купил и весьма выгодно ИМХО по критерию цена\качество. 6 сотен за нее счас значит что за 5 лет она вздорожала где-то вдвое всего лишь. У нее большой тираж - 3000- и поэтому в том же Библионе и пр ее все еще можно заказать. Благинину -ту что про мамин ЛПФ- семь лет назад я купил за 42 р,а она вздорожала уже раз в 9.
книжка конечно энциклопедичная и фунадментальная
"Еще толком не читал,но" скажу. "Тащиться" от отличной этой книги может человек не углубленный в тему. У меня пока вызывает сожаление, что она как кажется не выстраивает до конца вглубь ход своей исследовательской позиции насчет своего предмета (той же демонологии). Пропп же велел искать _исторические корни сказки_, первые и базовые материальные и пр. основы и их смысл (обряды инициации мальчишек и т.п. в период "лесной" жизни ,превратившиеся в сказке и еее логике в путешествие на ТОТ свет - как выходит по его концепции волшебной сказки). Иной ход - более "фольклорно-этнографический "- делают исследовательницы (Христофорова и Новик)в тех постах про (магию), на которые я давал ссылки. Пример отрывка оттуда ниже
Поэтому пока(по началу) у К. этой логики не обнаруживаю. ЧТО стоит за всем этим корпусом магии русака. Пока только "духи места", как с банником
И еще она кажется как и прочие напрочь игнорирует попытки привязать русскую демонологию к ее возможным грубым материальным, историко-социальным основаниям, как это сделал в своем апокрифе про лешего(он же водяной,да и домовой с банником) Баянов. На эту книжку я ссылался,теперь ее выложили в сеть
Д. Баянов. Леший по прозвищу "Обезьяна" [Дата публикации: 26.10.2008]
Автор файла: Рейтинг: 4/1Средняя оценка: 4
Размер файла: 735.8 KB
из старого поста про "чукчей"( папуасов, дерсу узал и пр.предыдуших стадиально нежели Иван)
----------
Русские фольклористы успели собрать огромный свод сказок, потому
что в России традиционное крестьянство существовало и в 20веке.
А исследователи потом на их основе построили впечатляющие
концепции. В.Я.Пропп напр. свою концепцию с успехом противопоставил
концепции первобытного мышления Леви-Стросса, которого считают
наиболее авторитетным в этой области.
Я как-то уже постил насчет значения пословиц и поговорок, там та ж
картина. Крестьянские нормы поведения и ценности в них представлены
единым сводом. Насчет "ленивых русских" оттуда все крислтально ясно видно.У русского крестьянства был неписанный кодекс повседневного поведения в целых сводах поговорок, пословиц и проч. Существовали _вложенные множества_ поговорок - в одной губернии, волости, в своей деревне. Наконец в каждой семье была их своя совокупность. По науке -паремиологии - теперь это называют"личный пословичный фонд". Есть исследования именно этого "феномена" - одна женщина по результатам собирания этого фонда за своей матерью год за годом, в итоге показав жизненную философию и идеологию своей матери - написала целую книгу.
Ею, этой совокупностью "вложенных множеств" правил, и руководствовались по жизни. Интерес к этой социокультурной периферии, к обычной жизни обычных людей возник недавно, и наработано тут мало. Микроуровень и периферию надо еще в лупу рассматривать . В частности, можете посмотреть у Даля в его сборнике пословиц раздел "работа", из него если взять в целом отношение мужика к труду хорошо видно. Эта работа доиндустриальная и дорыночная. У нее свои особенности - другой ритм (в т.ч.годовой), другие цели, да и смысл иной, чем за деньги. От этого она не становится легче , менее важной для человека и т.п. Смысл жизни и назначение человека - трудиться. На этой традиционной крестьянской морали мы и стояли, и страна стояла. Нероботь народ презирал.
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/arhprint/19008
стр.39 нас будут интересовать не семантические, а прагматические
аспекты. С это точки зрения связь левой и правой части правила
выражается в "ОТВЕТЕ"(награде\наказании)на правильное\неправильное
поведение человека.(о! - сравните с заменой понятия "причина"на "вина" в
тексте о магии у австралийцах - СП).. правила, независимо от их
содержания, на более глубинном уровне представляют собой _описание
ситуации_взаимодействия, в котором каждая из сторон поступает
определенным образом - человек- выполняет или нарушает правила, другая
сторона - награждает или наказывает за это поведение человека (точнее
речь идет о возмездии нежели наказании - за нарушение _порядка_, за
пренебрежение "интересами адресанта", выражающими этот вековой порядок
рода- СП). Возникает вопрос - КТО награждает и наказывает человека за
его повеление?логично предположить - тот, то эти правила установил и
обязал людей их выполнять, т.е адресант правил.
... представления, что правила, в том числе социальные установления,
имеют адерсанта, явственно прослеживаются в мировоззрении сибирских
культур. Именно это заставляет носителей традиции вопринимать правила
как _священные установления_
стр.52 етс. ( разбирается более подробно структура "сообщений", как
вербальных так и практических,поведенческих актов, выясняется, что почти
все действия - и все значимые - это одновременно и _сообщения_ которые
имеют "откликом", ответом, реакцией - ответное поведение. Кругом "одни
приметы"(это потом будет видно и у русских крестьян. когда мы к ним
перейдем - "жили по приметам"), кругом привычные значимые"знаки" -шлют
тебе"сообщение", твое дело - верно истолковать их значение, т.е.требуют
толкования, за которым обязательно должно следовать правильное
поведение. В том числе идущее тебе на пользу а адресату -зверю - в
ущерб, когда НАДО охотиться - СП)
...смысл многих правил заключается в предписаниях, запретах передавть
нежелательные сообщенияили в предписании передавать сообщения нужные,
ср.пример -"не следует произносить имя волка- тот час появится в твоих
кочевьях"(эвенки. ..)
(ну тут уже прямо о способности"гвоорить на языке животных", точнее
раскрывается смысл, чТО ИМЕЕТСЯ В ВИДУ под таким модусом действия-
сообщения человека -СП)
...в ряде случаев использование эвфемистического названия животного во
время охоты не столько служат для того, чтобы скрыть намерения
человека,НЕ ПЕРЕДАТЬ животному инф-ции о готовящейся охоте, сколько
наоборот, представляет собой передачу животному определенного сообщения,
вынуждающего его на ответное выгодное охотнику поведение. Само
обозначнение животного и етсь это сообщение
. Например"во время охоты на барсука называть его по имени - нельзя,
грешно!надо говорить - ойо(буквально - поверхность-ОХ). В этом случае
барсук будет ближе к поверхности, когда станешь раскапывать его нору".
Здесь предписание употребить слово ойо указывет на способ, которым можно
вызвать барсука ближе к поверхности земли. "Во время охоты на кабана
называют его тэббен*ику("презренный"), так как считают, что кабан не
станет нападать на человека, когда узнает, что его презирают, не боятся"
стр.90 (причина-вина -СП) Последовательное исполнение человеком роли
адресанта отражено в сообщениях, толкующих причины явлений."Если
укого-то гноятся глаза- это мстит за неуважение
Огонь-мать(удегейцы)"Если ребенок рождается метртвым, якуты полагают,
что его ударила богиня родов з а какую-то провинность матери". Неудачу в
рыбной ловле нивхи объясняют так-"Почему рыбы нет.. Однако
уйынт(грех)сделали"... Тут в левой части описывается следствие - в
правой причина... связь частей таких текстов - каузальная, логика этой
связм определяется мотивацией соответствующего правила...
По своему построению эти тексты приближаются к приметам, а по
интенции(поучение) - к правилам. Подобные тексты моделируют поведение
человека, указывая на смысл уже совершенного им поступка. Сообщение
партнера здесь - повод для размышлений над собственным поведением.
Видимо, поэтому в этих текстах чаще всего фигурируют и толкуются причины
несчастий.
Толкование причин благополучия\неблагополучия жизни обнаруживает
лежащее в их основе представление о том, что _ВСЕ ПРОИСХОДЯЩЕЕ С
ЧЕЛОВЕКОМ_ОТРАЖАЕТ ЧЬИ-ТО НАМЕРЕНИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ чьих-то
действий "Просто так"ничего не сказано, ни сделано быть не может -
любой поступок включен в ситуацию взаимодействия и на него неизбежно
следует ответное действие определенного персонажа. Любое несчастье
во-первых имеет персонифицированный характер и во-вторых обусловлено
поведением человека.
Для феномена магии важным оказывается еще одно соотношение
эквивалентности - между планом содержания и планом выражения знаков, что
связано с безразличием к способам кодирования сообщения...особая роль
принадлежит не семантическому, а прагматическому содержанию знаков,
т.е. здесь они не столько "означают", сколько "выражают".
...
стр 665 Так например, чукотский пастух, стремясь оградить себя от злых
духов, совершает акт охранительнерой магии - окружает свою ярангу
арканом,"тем самым окружая свой шатер непроходимой бурной или глубокой
рекой", или говорит что "шатер сделался железным и что около него
привязан медведь, что вход в него защащен острым ножом"(Богораз 1930,
150). И "аркан", и "железный шатер", и "медведь", и "нож" не обозначают
или денотируют соответствующие объекты, а служат знаками некого
действия, смысл которого заключается в том, что они _выражают_ ГРАНИЦУ,
непреодолимую для злых духов, стремящихся проникнуть в шатер - адресатов
магической операции.
...опасаясь нападения злых духов "келет", говорили "я делаю себя
маленьким камнем. Я вхожу в камень. Он лежит на морском берегу. Разные
ветры дуют на него, многие волны омывают его. Я невредим". Хорошо
также - говорит исполнитель заговора - проглотить маленький камешек.
Тогда, если кель появится, он не сможет отыскать человека среди камней
на берегу"(Богораз, 1930, 167). Картина взаимодействия строится и здесь
так , чтобы будучи воспринятой адресатом, спровоцировала бы его на
нужное поведение... "Разумеется, чукчи не думали, что благодаря
соотвествующим монологам само делаются камнем и т.д.. но они были
уверены в том, что их слова, перевоплотившись в те или иные видимые
предметы, становились реальными и материалиными для животных и духов".
Итак, фокус, изюминка охранительных заговеров чукчей состоит в том, что
заклинатель , строя свою реплику=заговор, ориентирован на актуальные для
адресата смыслы, которые он и стремится выразить в тексте(и действиях).
------------