|
От
|
Alex~1
|
|
К
|
Alex~1
|
|
Дата
|
30.04.2007 06:52:09
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Возможно, необходимое уточнение
>Конечно же, не противоречит. Просто воздействие идет по другой "цепочке". Не сознание (пропаганда) - сознание (идеология) - бытие, а пропаганда - бытие - сознание.
Чтобы это не выглядело бредом так сказать, с ходу.
Здесь одна часть сознания (сознание в смысле "пропаганда") явно является не тем же, что другая (сознание в смысле "идеология"). Разница в двух принципиальных вещах:
1) То отличие между идеологией и пропагандой, о котором я уже говорил выше по ветке.
2) "Идеология" - это идеология того же субъекта, о чьем "бытии" говорится. "Пропаганда" же здесь приходит "извне". Это в каком-то смысле "прогрессорская модель". Прежде, чем пропаганда одних начинает оказывать свое влияние (не определять!!!!) бытие других, эта пропаганда должна уже "возникнуть".
Здесь нет порочного круга типа "сознание - бытие - сознание" в смысле "определения источника развития" - вседствие того, что под "сознанием" на первом и третьем месте понимаюься существенные разные вещи, так же, как и различными являются связи ("определять" и "влиять").
Иллюстрация: работа крестьянина на земле. "Бытие" определяет его "сознание" в том смысле, что он ограничен в выборе того, что может в принципе выращивать в данных коиматических условиях, в приемах земледелия с учетом достигнутого обществом уровня технологии, а также в том, что он должен подчиняться социально-экономическим требованиям (своим потребностям, потребностям семьи, потребностям "хозяина земли" - и не только в смысле выращмиваемых с/х продуктов). Но сознание крестянина, безусловно, влияет на то, как он действует в рамках сложившейся реальности.
И идеология ("сознание") этого крестьянина изменяется не потому, что городской интеллигент провозглашает, что крестьянин - это "идиотизм деревенской жизни", или "опора государства", или "человек, живущий наиболее развитой духовной жизнью, любой обед которого - литургия" и пр., пр., пр. Хотя городской интеллигент может, найдя нужные слова, подвигнуть массу крестьян на какое-то сильное, но кратковременное действие, не меняя их бытия. Истинное воздействие "города" на нашего крестьянина выражается не в словах интеллигентов, а в создаваемых новых технологиях и инструментах ведения хозяйства и в выработке новых потребностях, т.е. в изменении условий его существования (бытия). Здесь под "потребностями", разумеется, понимается не только "деликатесы", "крутая тачка" и компьютерные игры. :)
Другими словами. "Базис определяет надстройку, надстройка влияет на базис". Именно в этом смысле истмат использует понятия "бытие" и "сознание" применительно к процессам развития общества.