Жаль, конечно, что при коммунизме секса не будет, ну да ладно. :)
У меня другой вопрос. Не принимаем ли мы развитие капитализма как естественный путь, который неизбежно должно пройти человечество? Если капитализм разрушает общество, в том числе такую его ячейку как семья, не факт что это нужно обществу. С точки зрения делезианцев капитализм – аномалия. Фуко писал о том, что дисциплинарное общество нужно преобразовать в гражданское общество, положительно уничтожить. Пространства изоляции неизбежно должны сменить функцию.
У Делеза уже такого оптимизма нет. Он говорит о происходящем на наших глазах преобразовании дисциплинарного общества в общество контроля. Дисциплинарное общество состоит из множества вложенных друг в друга и накладывающихся ячеек. Различия между ячейками – субкультурные. Каждая ячейка имеет побочную функцию ограничения и изоляции человека. Главная функция – производственная. Ячейка производит что-то законченное: ребенка, человека, специалиста и т.п. Функция изоляции также двойственная. Главное в ней – убежище. Ячейка защищает ее участников и в первую очередь – предмет ее деятельности (то, что она производит) от хаотичных внешних воздействий, ограничивает своими рамками энтропию. Рост возможностей человека в обществе ограничен ячейками, нужно подниматься от ступени к ступени. Но и падение ограничено теми же ступенями. Ниже предыдущей не упадешь.
Общество контроля разрушает эту сложную общественную структуру и открывает безграничное поле возможностей. Рост без преград в никуда и такое же падение. Нет ничего законченного, свершившегося, устойчивого. Человек постоянно пребывает в становлении. Уничтожается ячейка с функцией изоляции (в том числе убежища), ее субкультура. Господствует единая псевдокультура потребления. Из ячейки изымается и абсолютизируется второстепенная функция контроля. Субъектами отношений становятся индивид (объект) и корпорация (субъект), присвоившая себе функцию контроля. Одномерный человек и соответствующее ему одномерное общество. Вместе с культурой, отражающей реальные отношения субъектов и создающей основание для политики, исчезает и политика как таковая. Господствуют отношения производства и потребления.
Если для скалолаза существуют два реальных направления – высота (куда лезть) и глубина (куда падать), то для человека в обществе контроля реально только одно измерение – глубина. Манящие высоты потребительского и властного успеха ему нарисует квазикультура. Общество будет разделено на две касты. Преодолеть нижнюю границу касты господ рядовому работнику-потребителю не удастся никогда. На ней ему нарисуют красивую картинку о чистильщике обуви, ставшем главой корпорации. А вот провалиться сквозь нижнюю границу своей касты и оказаться вне общества он может в любой момент.
Процессы уничтожения общественной структуры вызваны потребностями капитала. От управления спросом капитал переходит к управлению потреблением. Это требует непосредственного управления повседневной жизнью людей. С такой точки зрения кризис современной семьи не кажется естественным процессом. Жуткое будущее, в котором людей производят машины и воспитывают исключительно специалисты, вполне вероятно. Но это не коммунизм. Это дивный новый мир корпораций-государств. Рядом с которым нацистская Германия – бюргерский пикник.