От Кудинoв Игорь Ответить на сообщение
К Лом Ответить по почте
Дата 24.08.2009 02:11:42 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

вот здесь отжато, с форума профи - АСУТПшников,

кто-то грамотно обработал очуменный массив, чуть не 200 страниц, http://forums.drom.ru/hakasiya/t1151239745.html , только грамотный спец смог собрать мозаику из потока шума. Уважаю!
------------------------------------------------
http://asutpforum.spb.ru/viewtopic.php?f=25&t=456&sid=27c9f56714528910a46d7c5afdd4fe3d&start=25

Профильтровав кучу информации на http://forums.drom.ru/hakasiya/t1151239745.html все больше прихожу к выводу, что события на СШГЭС развивались в следующем порядке:
"Весной этого года... ГА-2 был введен в эксплуатацию после капитального ремонта и, соответственно, в капремонт пошел ГА-6. Практически сразу после ввода в эксплуатацию выяснилось, что агрегат неисправен. Реально, это означает, что капремонт ГА-2 ... пошел коту под хвост. Агрегат необходимо снова останавливать и выводить в ремонт. А это потери денег, как прямые ..., так и недополученная прибыль от сокращения выработки электроэнергии станцией. ... Агрегат продолжает молотить с повышенными температурой и вибрацией. ... "
"...Несколько месяцев подряд (до катастрофы) писались служебные записки о перегреве ГА2."
"...В воскресенье, 16 августа 2009 года, вибрации ГА-2 усиливаются до неприемлемых значений."
"...колебания на два миллиметра перед самым разрушением. "
"...Начальников отзывают из отпусков и собирают консилиум с вопросом - что делать? Деваться некуда и принимается единственно возможное решение - останавливать ГА-2. В понедельник, с началом утренней рабочей смены, агрегат начинает штатно выводиться из эксплуатации. Как только обороты ротора "входят" в зону запрещенных режимов, вибрация ротора скачкообразно возрастает и происходит авария."
"... в 3:06, при понижении нагрузки, и вывода ГА-2 на низкую мощность, при мощности порядка 520 МВт, в "красной" зоне нагрузок сработала защита сервоприводов НА, и понижение выработки этим агрегатом решили отложить, вернув его в разрешенную, устойчивую зону на 580 МВт. А проблем с НА этого агрегата - было достаточно до аварии.
Второй факт..., что по крайней мере за несколько дней до этого гидропривода затворов на ВБ находились на ремонте. Известно, что в случае поломки НА вывод ГА должен происходить путем штатного опускния затвора на ВБ. Для справки: В штатном режиме на СШГЭС на закрытие НА уходило 14 минут, на опускание затвора ВБ - 18. "
" Возможно, из-за вибрации исказилась форма сигналов тахогенератора (они перестали быть синусоидой, появились гармоники...) Возможно, увеличилось количество переходов этой "несинусоиды" через ноль и эффективное значение напряжения (и то, и другое приведет к росту показаний датчика: первое - при время-импульсном методе измерения, а второе - при амплитудном..."
"... за несколько секунд (около 3-х) перед аварией процесс развивался примерно так на фоне плавного снижения мощности:
резкое повышение вибрации подпятника гидрогенератора до недопустимых значений и повышение вибрации подшипника турбины свыше допустимых значений;
следом идет моментальный заброс оборотов со 100 до 125% при этом не происходит изменения открытия лопаток направляющего аппарата и не меняется мощность гидроагрегата (где была защита - не понятно);
буквально секунду обороты 125% держатся и моментально стремятся к 0 при этом лопатки направляющего аппарата находятся в прежнем положении и не закрываются;
далее открытие лопаток направляющего аппарата резко в 0 и мощность в 0, заброс тока и агрегата больше нет..."
"... по сообщению очевидца ... http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=1225311
вначале дыбилась рифленка 2ГА, полез ротор, полетели камни..., а про воду - ничего! Если бы выбивало ротор водой, то сначала - не вздыбленная рифленка, а фонтаны воды показались бы! Предположение такое: повышенная вибрация при входе в критику разбалтывает, разбивает ... крепеж крышки турбины (возможно, полного среза еще не произошло) до такой степени, что происходит касание ротора и статора. Как только это произошло, дальнейшее происходит "под управлением" солиста - ротора. Он начинает "обкатывать" статор (мотоциклист в гонках по вертикальной стене), сокрушая его. Этот момент - точка бифуркации (так говорят умные ученые), т.е. момент, когда события могут развиваться по двум равновероятным сценариям под воздействием малых внешних воздействий. Траектория обкатывания статора ротором не могла быть замкнутой окружностью, а должна быть спиралью, закручивающейся либо вверх, либо вниз. Простой расчет показывает, что кинетической энергии ротора достаточно для подъема его на высоту более 100м. Поэтому, если начальная траектория движения оси ротора была такой, что спираль начала закручиваться вверх, то со своим весом он справился играючи, заодно выдирая турбину (поэтому спицы ротора загнуты вверх). На 7 и 9ГА ситуация развивалась похоже, только спираль закручивалась вниз. Возможно, это связано с иной природой критического дефекта (разрушение подпятника, а не срыв крышки?)."
"... Были серьезные проблемы с задвижками... ржавчина, гниль... "
"... Сейчас, в принципе, не важно, как произошла авария. То ли заклинило ротор, то ли его перекосило и колоссальный момент инерции ротора вкупе с 200-метровым столбом воды выломал крышку турбины из бетонного стакана. Я думаю, основная причина аварии в том, что аварийный агрегат стали выводить из эксплуатации штатно. А надо было выводить его аварийно, то есть путем закрытия задвижки верхнего бьефа (водозабора) агрегата. При этом на станции должна была быть объявлена тревога. Весь персонал из машинного зала и всех помещений ниже уровня пола машзала эвакуирован. То же касается и административного корпуса..."
"... многие задвижки внутри машзала закрылись автоматически, закрывая выход персоналу..."
"...Относительно электронных систем доступа, во всем мире в аварийных ситуациях системы доступа автоматически разблокируют все двери для облегчения эвакуации людей и доступа спасателей к месту аварии. Но в России наоборот, всё блокируется исходя из принципа: "Чтобы ничего не спи#дили под шумок"..."
"...Когда Шойгу назвал эту аварию "уникальной", он даже не догадывался, насколько он прав. Ибо только в России могут несколько месяцев сознательно эксплуатировать неисправный гидроагрегат на высоконапорной ГЭС в угоду финансовым интересам отдельных людей..."

Интересует мнение специалистов по следующим вопросам:
1. Что из себя представляет(ла) система вибромониторинга ГА на СШГЭС (разработчик, поставщик, количество и тип датчиков, степень интеграции с АСУТП и ПАЗ)?
2. Сейсмодатчик, ранее упоминавшийся в этой ветке, в моем представлении - устройство, которое представляет из себя механическое реле, разрывающее контакт, при ускорении, превышающем пороговое значение в g. Возврат в исходное положение - только при непосредственном доступе к нему (механической кнопкой). Или это - некая система мониторинга сейсмоактивности от НИИ Геофизики и им подобных?
3. Тахометр (датчик кол-ва оборотов за единицу времени) не может в силу специфики измеряемой величины показать мгновенное значение, оно всегда подсчитанное за единицу времени, т.е. 125% может означать, что количество оборотов за 30 сек. до показания вырасти до 150% до номинального или за 15 сек. - до 200%, если на вторичном приборе (контроллере) происходит суммирование количества импульсов за минуту = количеству оборотов за минуту?