>Сейчас, хвала Дионису, не нужно доказывать, ни то, что европейский фашизм 20-30-х гг. не был случайностью, ни то, что это ни в коем случае не историческое прошлое, а мощная перспективная концепция.
Семенов высказывает сходные мысли относительно прекращения существования личностей при фашизма.
По Семенову, фашизм - двухуровневое общество с, одним господствующим способом производства - политарным, и, подчиненными - капиталистическим, мелкобуржуазным. Он называет его политарно-капиталистическим. " Политарный способ производства в нацистской Германии включал в свой состав в качестве компонентов как капиталистический, так и мелкобуржуазный способы производства. Этот вариант индустрополитарного способа производства был двухэтажным, причем в первом его этаже главную роль играл пусть преобразованный, но тем не менее сохранившийся капитализм. Общество нацистской Германии было не чисто политарным, а политарно-капиталистическим. Чисто политарным оно так и не стало, может быть, в силу недолговечности своего существования. ... Таким образом, капитализм, каким он стал к ХХ в., таил в себе возможность возникновения политаризма нового типа — индустрополитарного общества. И эта возможность в ряде капиталистических стран в ХХ в. превратилась в действительность. Один из путей реализации этой возможности был предугадан Н.И. Бухариным.
Он привел к возникновению фашизма. Наиболее ярко все особенности фашистского государства проявились в нацистской Германии. Это государство действительно было, как это предвидел Н.И. Бухарин, милитаристским, разбойничьим. Движение по этому пути не предполагало насильственного уничтожения капиталистических отношений и ликвидации класса капиталистов. Капиталистические отношения сохранились, но обволоклись возникшими политарными связями, что привело к существенному их изменению. В частности, произошло дополнение, а в дальнейшем и замещение экономического принуждения к труду внеэкономическим. Государство при фашизме становится, по существу, собственником личности, а тем самым и рабочей силы непосредственного производителя. «Фашистское государство, — пишет Ж. Желев, — заставляет трудящихся работать в любых условиях, независимо от их собственных интересов. Они превращаются в своего рода трудовую армию государства. Любое неподчинение подвергается строжайшему наказанию, рассматривается как саботаж или предательство».[33] " Ю.Семенов, Россия, что с ней случилось в 20м веке
Общество советского типа Семенов называет просто индустро-политарным, и здесь недостаток его классификации, т.к. индустро-политарным обществом также является и политарно-капиталистическое, фашистское, что приводит к путанице и возможности объявить, что фашизм и социализм СССР - одинаковы по своему типу общества.
>Фашизм идет дальше в смысле отчуждения. Он вообще не оставляет место для личности, требуя, чтобы она слилась с иерархией в качестве несамостоятельной клетки социального сверхорганизма. Пролетариат Маркса - это класс отчужденных личностей. Низшая часть иерархии фашизма - это вообще не личности.
>Если это так, то ничего не остается от ведущей роли пролетариата. По-моему, от его ведущей роли не остается ничего и при капитализме.
>Он должен сгинуть (как класс), как сгинули рабы Античности или крепостные крестьяне феодализма. Ни те, ни другие никакой ведущей роли в истрии не играли (кроме того, что они являлись участниками классовой борьбы в своем обществе). Они внесли свой вклад в процесс общественного развития, но отнюдь не в роли "гегемона" применительно к новому обшеству (каким стал феодализм для античночти/азиатского способа производства) или капитализма - применительно к феодализму.
>Если фашизм - закономерный этап развития общества (а он, разумеется, закономерный этап, другое дело, можно ли обойтись без него, если действовать сознательно), то представим себе фашистское общество (точнее, несколько фашистских обществ, я не вижу реальной возможности создания единой все-земной фашистской корпорации). Возможна ли такм классовая борьба, и кто является ее участником? Какой класс заинтересован в низвержении фашизма, имея свой перспективный проект, и есть ли такой класс?
Было ли видно третье сословие во время развития феодализма, кто мог предполагать, что оно и станет революционным классом, организовавшим и возглавившим революции против абсолютополитаризма?
По Семенову, феодализм превратился в капитализм в Европе на напрямую, а через стадию абсолютополитаризма - именно противоречия последнего вызвали к жизни активность третьего сословия. Грубо говоря, невозможность жить в постоянной опасности отправиться в Бастилию по произволу короля привела последнего на гильотину, а английского Карла - в изгнание.
Если экстраполировать историю на наше время, возможно, для перехода от капитализма к социализму (коммунизму) потребуется(потребовался) фашизм (политаризм) с его ужасами и угнетением.
Остается надеятся, что в 30е годы человечество получило прививку от фашизма, которая несколько снизит тяжесть его второго пришествия.