От Михайлов А. Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 02.03.2008 05:04:54 Найти в дереве
Рубрики Управление & методология; Версия для печати

О воспитании и семье с полилогической точки зрения.

Изначально данная статья планировалась как ответ на один из последних постингов в удаленной по небрежности ветке «Re: Солидаризм в...» ( https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/7461.htm ) под названием «вдохновленная предыдущим постом дискуссия о семье...» ( https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/9820.htm ). Ссылки на архивы этих дискуссий можно будет найти в ветке https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/9919.htm
Здесь же я помещая эту статью в связи с тем. что она в некотром роде анансирует аппарат, котрый будет построен в пунктак 1.5 и 1.6 посвященых снятию и освещению эндогеных форм.




>Короче, тоска берет от такой перспективы – и видится в ней что-то такое примитивное-примитивное… Очередной мужской залет в плане поиска каких-то дополнительных свобод: даже у человекообразных приматов, у которых по большей части не понятно кто отец, детеныш остается с матерью пока не вырастет, остается в самом буквальнейшем смысле – вцепившись ей в холку, так она его и таскает, пока оно не вырастет (а взрослеют наши человекообразные приматы годам к пяти…). То есть не видно в истории становления человека щелок к отлучению от матери.. То есть разрушение семьи единственно к чему наверняка приведет – к одностороннему воспитанию дите-мать, либо к такому варианту – дите-мать-общество. Вот только такого варианта как дите-мать-отец как-то не просматривается…

А вот это и есть то что Ефремов назвал «материнским эгоизмом». Развитие человека как личности не заканчивается, а только начинается когда он отрывается от «материнской холки» и приступает к освоению общественных форм деятельности. Воспитание происходит не в семье, а за её пределами — семья это только исходный пункт воспитания, а конечный — элементарная производственная ячейка общества. Каждой чистой эндогенной форме соответствует свой тип производственных ячеек. Подробнее о том что это такое я буду говорить в ветке про Полилогию, здесь лишь отмечу, что в первобытно-общинном обществе (эгостадность) человек воспроизводит себя в рамках родовой общины, а азиатском и рабовладельческом (демографическое взаимодействие) в рамках профессиональной общины — касты, в феодальном — в рамках территориальной общины, а вот в буржуазном обществе ситуация резко меняется — человек воспроизводится в рамках ячейки гражданского общества —community. Если в «традиционных», т.е. до буржуазных формах общества не привязан жестко к своим родителям, поскольку его маленький мирок-община для него большая семья ( отнюдь не добрая, но любовь к жене и детям это явление можно сказать современное), то в буржуазном обществе человек отчужден от этих органических связей, но одновременно и освобожден от жесткой привязке к общине — у человека теперь единственный якорь- семья, но принадлежит ему потенциально — весь мир. Однако этот мир оказывается миром тотального отчуждения — рожденный в семье человек обрабатывается буржуазной школой как «фабрикой субъектов» и превращается в исправный винтик машины товарного накопления — капитала. Капиталистическое отчуждение снимается социалистической революцией. Буржуазное community сменяется трудовым коллективом социалистического предприятия. Предприятие несет некоторые функции в диспозитивной сети синхронного планомерного соисполнения. Функции предприятия реализуются некоторым циклом воспроизводства — технологическим процессом, и деятельность трудового коллектива по повышению параметров технологического цикла (производительности труда, кпд и т.д.).Так, опредмечивая свою деятельность в постоянно совершенствующемся автоматизированном производстве, трудовой коллектив осуществляет линейное технологическое накопление — накопление не отчужденного, а живого труда. В линейной форме социализма процессы воспроизводства человека замыкаются в «технофеод» социалистического предприятия — к предприятию прикрепляется жилой фонд, ясли, садики, больницы, санатории,пионерлагеря предприятие может брать шефство над школами, а квалифицированные кадры ему поставляют техникумы и специализированный факультет ВУЗа (последнее характерно для соц предприятия в высшей форме НПО). Таким образом, изменение типа производства меняет и остальные звенья цепи семья-школа-производство. Технологизированное производство требует «трудящихся нового типа» , мыслящих куда шире усердного исполнения специализированной производственной операции, и таких трудящихся производит социалистическая школа. средняя школа обучает универсальной картине мира, взятой в формах мышления (например, школьная геометрия, практически бесполезная, обучает логическому мышлению, история и биология в эволюционной её части — принципу историзма, биология и география — системности, физика и химия — естественно-научной картине мира и т.д.), высшая школа — методологии специализированной научной или инженерной деятельности. Но нам следует обратить внимание именно на среднюю школу, поскольку именно здесь решается судьба человека , именно здесь происходит «захват в пучок ускорения» - включения ребенка в совместно-разделенную деятельность некоторого коллектива (класса, кружка, секции и т.д.), освоение которой и определит дальнейшее стремление к совершенствованию собственной деятельности. И здесь ключевой фигурой является не отец или мать, а педагог, который эту совместно-разделенную деятельность организовал. Заинтересованный педагог при правильном подходе к делу может и из преступников (Макаренко) и из слепоглухонемых воспитать всесторонне развитых людей, а при формальном подходе к делу со стороны какой-нибудь затурканной училки и дети или подростки из вполне «хороших» семей могут подсесть на пьянство или наркотики, насилие или разврат., т. е. произойдет локальная деконструкция коллектива — восстановление низших форм эгостадности в рамках развитого общества. Современный глобальный процесс деконструкции техно-системы порожден прохождением вблизи точки бифуркации в условиях сильных экзогенных взаимодействий. Восходящей ветвью этой бифуркации является онаучивание производства. Производственной ячейкой нового типа должен стать когнитивно-коммуникативный проект — система общения между технологиями. Ядром ККП или по крайней мере важнейшей его частью должна стать система непрерывного высшего образования, помогающая человеку быстро осваивать новые типы деятельности и переключаться между ними. Соответственно измениться и система базового высшего образования, подобно тому как изменилась средняя школа при технологизации производства — необходимо учить не просто навыкам на этот раз интеллектуальной деятельности, а той методологии творчества универсальной для всех видов этой деятельности, ведь человек более к одному единственному виду не привязан, из профессионала он должен стать транс-профессионалом, поэтому должна произойти методологизация высшего образования. Но самое важное изменение произойдет в области средней школы - теперь она должна с необходимостью иметь 100% кпд - не просто инсталлировать всем универсальную картину мира, а инсталлировать всем умение учиться, осваивать новые знание — умение необходимое для высшего образования, всеобщего при когнитивном социализме. Это означает «ФМШзацию всей страны», массовое внедрение наиболее прогрессивных форм организации совместно-разделенной деятельности, повышения качества подготовки педагогических кадров, в том числе и за счет привлечения резерва непрофессиональных педагогов из числа ученых и инженеров, что в свою очередь требует массофикации педагогических знаний. Последний процесс по видимому означает тенденцию к еще более отдаленному фазовому переходу, снимающему в себе когнитивный социализм переносом центра тяжести основного вида деятельности с конитивно-коммуникативного проекта на производство личности, как источника таких проектов. Здесь видимо будет реализована такая особенность общества с неположительным отчуждением, как возможность каждого индивида полностью передать свою мыследеятельность другому, продолжить себя в других без потерь, в некотором роде «социальное бессмертие». Но даже такая «всеобщая педагогика» вовсе не означает, специально для Вас, Милана. говорю, ситуации «сама дочку воспитывать буду, никому не отдам» - так можно лишь задавить становление личности ребенка, а всеобщность педагогики означает прямо противоположное — то что каждый сможет организовывать совместно-разделенную деятельность для становления новой личности, создавать эту личность как произведение искусства, в со-деятельности со всем остальным человечеством.
На этой оптимистической ноте мы закончим наш краткий экскурс в историю форм элементарных ячеек производства и воспроизводства человеческой личности, и перейдем разбору текста-провокации о будущем семьи. Для начала отметим, что довольно странно представлять общество «смешением стилей жизни» - общество состоит из элементарных производственных ячеек, а всё эти комбинации из м и ж явно не гендерный состав производственной ячейки изображают — он как раз редко отличается от среднего по обществу. Производственная ячейка же строиться отнюдь не на принципах «кто хочет, тот вместе и живет», а исходя из производственной необходимости, задаваемой отнюдь не половыми связями между индивидами, а доминирующим социальным взаимодействием, которое с кровно-родственными связями совпадает лишь в случае самой примитивной эгостадности, а никак не высокоразвитого коммунизма. И вообще, «отношения по деторождению» всегда управляются наинизшим в ряду чистых эндогенных форм биосоциальным взаимодействием однако освещаемым господствующими формами — накопление первой формы богатства - «телесно-духовного здоровья» осуществляется таким образом, чтобы максимизировать накопление господствующей формы богатства, например капитала при капитализме. Поскольку формы богатства классовых обществ носят отчужденный характер, то происходит конвертация неотчужденного от человека телесно-духовного здоровья в отчужденные формы богатства - при рабовладении расходуется сам человек в качестве умеющего что-либо делать раба или захватывающего рабов-иноплеменников воина, при феодализме крестьянин впахивает себя в землю, накопляя «освоенную территорию», при капитализме телесно-духовное здоровье расходуется в качестве рабочей силы, воспроизводящей капитал. Этим объясняются демографические циклы аграрных обществ и демографический переход общества индустриального. совсем иная ситуация складывается в преодолевающем отчуждение коммунистическом обществе. Уже для линейной формы социализма основным богатством являются деятельности-технологии неотчуждаемые от человека и потому технологическое накопление, создание новых деятельностей идет синхронно с производством новых людей и повышением их телесно-духовного здоровья, ведь всякой деятельности нужен носитель. То же самое можно сказать и о более высоких коммунистических формациях - создание нового пространства деятельности влечет за собой его заполнение людьми.
Изучив историю форм воспроизводства человеческой личности и её носителя, можно приступить к изложению краткой истории семьи и брака. Зачем собственно возникает семья если воспитание осуществляется в рамках производственной ячейки? Изначально никакой семьи не было, предки человека жили в стадах, каждое из которых было само себе обществом и производственной ячейкой, причем процесс производства совпадал с непосредственной жизнедеятельностью вида, правда с применением примитивных орудий, и воспроизводимый социально, а переметом - непосредственная жизнь — своя и чужая — первая воспроизводимая посредством питания, а вторая — посредством размножения. Доступ к двум первым примитивным благам — пище и самке был уравнительный — в ином случае групповой отбор, необходимый для антропосоциогенеза был бы неосуществим. Так что предки человека скорее размножались по варианту бонабо, а те гоминиды, что размножались по варианту шимпанзе так и остались животными и в итоге вымерли - в генофонде этих видов закреплялись признаки самого сильного, а не самого «умного», умелого и социального самца, как в случае предков человека. Первой формой социальной регуляции половых отношений был групповой брак в начале — экзогамия, позже — дуально-родовой союз. Сложно сказать как и когда сформировался групповой брак - был ли он социализацией инстинкта, аналогичному тому что заставляет бонабо изгонять молодых самцов в соседнее стадо, или же первой субстанционально социальной связью между общинами снимающей эгостадность — однако мы достоверно можем сказать что групповой брак был основной формой брака в прошлом человечества — во всех этносах и культурах сохранились те или иные пережитки древнейшей традиции. По мере разложения родовой общины и появления личной собственности и что более важно выделения самой личности из органического единства рода, появления личного канала восприятия, связанного с самоидентефикацией не через тотем рода, а через имя профессии (касты), начинается индивидуализация брака, закрепляемая дарообменом (ничего не напоминает?) продуктами личного труда. С переходом к доминированию демографического (профессионального) взаимодействия индивидуализация брака все более означает превращение женщины в личное имущество — пока основным богатством общества является телесно-духовное здоровье, производимое женщинами в процессе рождения и выращивания детей, производственная власть принадлежит женщинам материнского рода, мужчины же выступают лишь обслуживающим персоналом этого примитивного общественного производства — поставляют пищу и переносят генетические признаки между родами, но со сменой формы богатства меняется и субъект производственной власти — теперь это носитель личного профессионального навыка, который и «приватизирует» средство производства предшествующей формы богатства, превращая женщину в свою частную собственность. В рабовладельческой семье жена мало чем отличается от домашней рабыни, что нашло наглядное отображение в этимологии — в древнем Риме жены, дети и рабы объединялись в одну категорию — familia. Последующие в историческом плане процессы территоризации и товаризации не слишком улучшили положение женщины. При феодализме (территориальное взаимодействие) женщина оказывается простым придатком к земле, средством производства новых рабочих рук, а брак всего лишь средством перераспределения земельного богатства, ведь человек тогда был прикреплен к земле, как и земля к человеку. Правда христианские теологи признали наличие у женщины души и разрешили присутствовать в храме не в качестве храмовой проститутки, а закон пророка закрепил за женщинами кое-какие имущественные права, но дальше деклараций дело не пошло. Капитализм (товарное взаимодействие) сдвинул дело освобождения женщин с мертвой точки - расширенное воспроизводство товарного богатства на основе самого себя и рост производительности труда понизили «курс конвертации» в него всех прочих, в том числе биосоциального и демографического, понизили стоимость воспроизводства рабочей силы, что высвободило труд женщин для участия в промышленном производстве и капиталистической эксплуатации и попомнило пролетарские массы миллионами женщин. Вливание масс женщин в армию пролетариата породило феминистское движение. идущее рука об руку с рабочим движением. Те же процессы вызвали измения в общественном статусе женщины. Если для буржуа жена во многом оставалась приятным (или не очень, если мегера попадется) довеском к кругленькой сумме капитала приданого, то пролетарий может увидеть в «подруге жизни» единственно близкого человека, общение с которым неподвластно повсеместно господствующему отчуждению. Выдуманная буржуазными писателями эпохи романтизма любовь стала основой для пролетарской семьи, потому как никакой другой основы не осталось — все формы богатства от пролетария отчуждены. Можно сказать что такой брак есть свое иное проституции, он не обладает наличным бытием сам по себе, а является лишь порождением окружающего отчуждение, плодом страха перед одиночеством, стремления к защите и сопереживанию, и отражает в себя всю окружающую мерзость В буржуазном обществе люди отчуждены друг от друга, и потому нуждаются в определенной процедуре установления личностного доверия, в качестве каковой выступает половой акт, оказывающийся таким образом не сколько удовлетворением физиологического влечения, сколько символическим действием ( с другой стороны, символизация и ритуализация устанавливает социальный контроль над инстинком), выражающим любовь и доверие. а потому супружеская измена воспринимается как обман доверия, как предательство. Чем сильнее отчуждение, тем прочнее семейные связи (по крайней мере до тех пор пока в людях остается хоть что-то человеческое и они не растворились в машине товарного накопления, превратившись в винтик этой машины, подобно замятинским номерам) , и появление таких противоестественных семейных связей как однополые браки есть симптом нарастающего отчуждения — буржуазное общество производит всё больше лиц с изуродованной психикой, боящихся общения с кем-либо не походим на себя. Наоборот, в обществе преодолевшем отчуждение где каждый человек есть сам по себе ценность для другого человека люди не нуждаются в каких-либо ритуалах для установления взаимного доверия и потому всегда могут взаимобогощающе разделить деятельность. Семья же, как мы видели, выступает лишь формой узурпации общественного богатства — рода, профессии, земли, капитала, статусной деятельности, возможно коммуникации, а потому отомрет.