От Fed0r700 Послать личное сообщение Ответить на сообщение
К All Информация о пользователе
Дата 01.09.2021 19:57:13 Позвать санитаров Версия для печати
Рубрики Гражданская война; Части и соединения; Игнорировать ветку Найти в дереве

Волжский гидроавиационный дивизион периода Гражданской войны

На основе открытых источников, попытался составить историю создания данного подразделения.

В марте 1918 года, для оказания помощи находившимся в городе Самаре отрядам моряков-балтийцев («Первый Матросский Анархический Отряд», Северный Летучий Отряд (командир — Смородинов), отряд Федора Попова, Третий Северный Отряд и прочие), боровшимися с отрядами атамана Дутова, большевистским руководством было решено направить авиационные отряды, сформировав их из остатков ранее дислоцированной в г. Ревель 1-й воздушной бригады (1-й, 2-й, 3-й гидроавиационные дивизионы) и из остатков дислоцированной в г. Або 2-й воздушной бригады (4-й, 5-й, 6-й гидроавиационные дивизионы) Воздушной дивизии Балтийского моря.
24 марта 1918 года на ж/д вокзал города Самары прибыли два железнодорожных эшелона с имуществом первого балтийского отряда гидроавиации: 400 моряков, в том числе летчики и обслуживающий персонал, 4 самолета (4 летающих лодки М-9) и 4 бронеавтомобиля. Этих четырехсот балтийцев разместили в здании учительской семинарии. Там же разместили в разобранном виде и авиационную технику.
27 марта 1918 года, на ж/д станцию Липяги (правый берег р. Волги, около г. Самара) прибыл еще один эшелон со 120 моряками и четырьмя гидросамолетами (4 летающих лодки М-15) второго авиаотряда. Их разместили на пароходе «Фельдмаршал Суворов», превращенный в гидроавиабазу отряда. Все самолеты при этом находились в разобранном состоянии на ж/д платформах на станции.
27 апреля 1918 года данные авиаотряды получили официальное название – 1-й и 2-й «Самарские» гидроавиационные отряды и были сведены в Морской воздушный дивизион (они же 4-й и 5-й гидроавиаотряды 2-го гидроавиадивизиона или «Самарского» гидроавиационного дивизиона) Воздушной бригады особого назначения Балтийского флота. Командиром дивизиона назначен (?), командиром 1-го (4-го) отряда (?), 2-го (5-го) отряда (?).
8 мая 1918 года отряд морской гидроавиации пополнился стрелковым вооружением : гидроавиаторы изъяли в клубе максималистов города Самары три пулемета, винтовки, патроны, а в помещении федерации анархистов - восемь пулеметов и около тысячи бомб.
Приказом народного комиссара по военным и морским делам (Наркомвоенмора) Л.Д. Троцкого от 15 мая 1918 г. №? был установлен штатный состав авиаотряда: шесть аэропланов, четыре автомобиля, пять повозок и 113 человек личного состава.
17 мая 1918 года в городе Самаре вспыхнул анархо-максималистский мятеж. Отряды восставших заняли почту, телеграф, телефонную станцию. Они выпустили из тюрьмы уголовников, а также выступавших против Советской власти представителей буржуазии и вооружили их. Гидроавиаторы оказались в числе тех, кто принимал участие в его подавлении. После чего узнают о мятеже Чехословацкого корпуса.
В период 25 – 29 мая 1918 года личный состав «Самарского» гидроавиационного дивизиона принимает участие в боях с чехословаками, поднявшими 25 мая 1918 года мятеж вдоль всей Транссибирской магистрали. Личный состав отряда, в основном из числа обслуживающего персонала (моряки и солдаты), в качестве пехоты, отражает первое наступление чехословаков, на так называемом «Самарском» фронте. Помогают удержать город в руках большевиков.
4 июня 1918 года после сражения с чехословаками у железнодорожной станции Липяги (под Самарой), моряки дислоцированного там гидроавиаотряда «Самарского» гидродивизиона на своей базе «Фельдмаршал Суворов» пытались прорваться в сторону города Казани, но сели на мель. Все офицеры авиаотряда перешли на сторону белых. Чехи огнем с берега убили свыше ста матросов, лишь нескольким из них удалось прорваться в Симбирск на катере «Фрам». Самолеты этого авиаотряда гидродивизиона (4 летающих лодки М-15), гидробаза (пароход «Фельдмаршал Суворов») стали добычей чехов.
8 июня 1918 года в Самаре вспыхнул антисоветский мятеж, поддержанный чехословаками. Войска большевиков были выбиты из города. Лётный состав второго авиаотряда «Самарского» гидроавиационного дивизиона, в основной массе состоявший из офицеров, перешёл на их сторону. Все оставшиеся самолеты 1-го авиаотряда «Самарского» гидроавиадивизиона (4 летающие лодки М-9) без крыльев, так же оказались в руках мятежников.
Позже, все захваченные в Самаре летающие лодки М-9, у которых отсутствовали крылья, белые увезли в г. Красноярск, а вот все летающие лодки М-15 уже в октябре 1918 года, после того как Самара был отбита у белых, вновь вернулись к большевикам.
В результате происшедших событий «Самарский» гидровиадивизион Воздушной бригады специального назначения перестал существовать как таковой.
Однако, обслуживающий персонал и мотористы дивизиона, состоявшие из матросов, которых осталось всего около 70 человек, проявляя лояльность к большевикам, оказали вооруженное сопротивление, после чего, разрозненными группами, на подручных плавсредствах вырвались из города Самары и по реке Волга уплыли в сторону Казани. Но, после сдачи белым и города Казани, оставшиеся в составе команды «Самарского» гидроавиадивизиона, из числа обслуживающего персонала и мотористы дивизиона, в основном это были моряки, отступили в город Нижний Новгород. Позже, из них там был сформирован новый Волжский (Самарский) гидроавиационный отряд.

После взятия белыми 6 августа 1918 года города Казани, встал вопрос об оказании помощи войскам большевиков сражавшихся под Казанью и на остальном восточном фронте, проходившем в тот период времени вдоль рек Волга и Кама.
В рамках оказания помощи авиационной техникой формирующемуся в городе Нижний Новгород гидроавиационному дивизиону в составе двух гидроавиаотрядов, для действий под Казанью, туда не позднее 27 августа 1918 года было отправлено 3 летающих лодки М-9, из состава дислоцированного в г. Ораниенбаум Гидроавиадивизиона особого назначения (он же 1-й гидроавиадивизион или Ораниенбаумский воздушный дивизион) Воздушной бригады особого назначения Балтийского флота.
Гидроавиационный дивизион, получивший название Волжско-Самарский гидроавиадивизион возглавил военный моряк Е.И. Куртов. Данный авиадивизион формировался в период 10 - 27 августа 1918 года на базе бывшей Петроградской школы морской авиации (ПШМА), переведенной еще в апреле 1918 года из в г. Ораниенбаума в Нижний Новгород, а так же спасшихся из Самары лояльных большевикам остатков личного состава бывшего «Самарского гидроавиадивизиона (4-й и 5-й гидроавиаотряды) Воздушной бригады особого назначения, тогда как когда большая часть его еще в июне 1918 года перешла на сторону белых.
Первым был сформирован гидроавиаотряд получивший наименование Самарский гидроавиационный отряд. Приказом №4 от 27 августа 1918 года по Волжско-Самарскому гидроавиадивизиону командиром Самарского гидроавиационного отряда был назначен военморлёт С.Э. Столярский, специально вызванный из Красносельской Школы воздушного боя для этого командующим Волжской флотилией Ф.Ф. Раскольниковым.
С 29 августа 1918 года только что сформированный Самарский гидроавиационный отряд под командованием военморлёта С.Э. Столярского принимает активное участие в битве за г. Казань. В распоряжении отряда, на момент формирования, имелось 3 летающих лодки М-9 и одна летающая лодка М-5. Самолёты размещались на специально построенной и спущенной на воду 17 августа 1918 года плавбазе «Коммуна», входившей в состав Волжской военной флотилии. Дислоцировался авиаотряд в районе города Свияжск.
К 11 сентября 1918 года из города Ораниенбаума на Волгу, в город Свияжск, дополнительно прибывают 3 летающих лодок М-9 так называемого Волжского гидроавиационного отряда (под командованием ?), который стал вторым авиаотрядом Волжско-Самарского гидроавиадивизиона.
Объединенный Волжско-Самарский гидроавиационный дивизион, под командованием военного моряка Е.И. Куртова, комиссара - авиамеханика Н.И. Белугина, состоящий из 6 летающих лодок М-9 и одной летающей лодки М-5, принимает участие в заключительных боях за г. Казань. Гидроавиадивизион дислоцируется на плавбазе «Коммуна», входившей в состав Волжской военной флотилии. Но на эти 7 самолётов было всего два лётчика: И.А. Свинарёв и С.Э. Столярский!
До взятия советскими войсками 10 сентября Казани, лётчики гидроавиадивизиона И.А. Свинарёв и С.Э. Столярский за 12 дней налетали 83 часа. После этого гидроавиадивизион, вместе с кораблями Волжской военной флотилии, был переброшен в бассейн р. Кама, а в первых числах ноября 1918 года, в связи с начавшимся ледоставом, он вернулся на зимовку в Нижний Новгород.


Интересуют уточнения и дополнения.
Из биографии С.Э. Столярского, известно, что осенью 1918 года он занимался формированием 3-го авиационного авиаотряда в составе этого авиадивизиона. Авиаотряд состоял только из "сухопутных"самолетов. Их планировали возить на барже "Коммуна" в разобранном виде, в ящиках. Выгружать на сушу и использовать для прикрытия остальных самолетов дивизиона. Что это за отряд? Новый какой-то или это 3-й (третий) Морской истребительный авиаотряд из Красносельской ШВБ или же это сформированный в сентябре 1918 года на базе Оренбургского гидроавиадивизиона Саратовский гидроавиаотряд? Но по-видимому он не был сформирван. А 3-м (третьим) авиаотрядом в Волжском (Самарском) весной 1919 года стал Саратовский гидроавиаотряд, перевооруженный на "сухопутные" самолеты "Лебедь-12"
Как же правильно называется гидроавиадивизион: Волжским, Самарским или Волжско-самарским?
На базе чего сформировано управление дивизиона? Не понятно совсем. Но видимо оно формировалось не с нуля.