|
От
|
Oleh Nemchinov
|
|
К
|
Oleh Nemchinov
|
|
Дата
|
01.02.2005 15:14:41
|
|
Рубрики
|
Части и соединения;
|
|
Материал по 24-й из ненапечатаного
Металл и время
Перед Днем Победы Министерство обороны Украины приняло поворотное решение: преобразовать легендарную Железную дивизию в Железную бригаду. Прожившая 85 лет, бравшая Симбирск и воевавшая в Белоруссии, на Украине, дошедшая до Праги, выжившая в Гражданскую, Финскую и Отечественную войны, она теперь исполняет планы Украины сократить свою армию с бывшего 1 миллиона до 310 тысяч военных.
Последний бой
Нынешнее преобразования для дивизии – третье по счету. Первое былО!!!! осенью 1941-го. Тогда «Железную» 24 дивизию, попавшую в окружение под Минском и малым уцелевшим составом вышедшую из окружения возле Мозыря, вычеркнули из списков Красной Армии. Выжившие бойцы вошлИ!!!!!!! в состав 67 корпуса 412 стрелковой дивизии. В январе 1942-го ей присвоили номера Железной – 412-ая автоматически стала наследницей легенды. Ей, правда, несмотря на Сталинградские заслуги, так не дали имя гвардейской. Как мотивировало командование, «гвардейских много, а Железная – одна».
Второй раз она должна была реформироваться после войны. Встретив под Прагой День Победы, она двинулась домой и по дороге получила приказ о расформировании «в связи с сокращением армии». Дивизию спасло письмо, отправленное ее командирами в ЦК. Они настаивали: Железная «создана по личному приказу Ленина. Она освобождала родину Ильича – Симбирск». Аргументы подействовали. Генштаб за три недели восстановил дивизию. Знамя ей вернули в апреле 1946-го.
Об этом мне рассказывает ветеран дивизии и ее историк с 45-летним стажем, львовянин Борис Комский. Он пришел в Железную молодым хлопцем, заболел ею и решил узнать о ней «всю правду».
Видимо, судьба дивизии родом из Отечественной, во время которой Железная потеряла на белорусской земле свое знамя.
«Оно пропало летом 1941-го. Фашисты уже оккупировали Могилевщину. В бою под деревней Анютино погибла знаменная группа Железной, вместе с ними пР!!!!!!!!!опало и знамя. Комдив генерал Галицкий бросил на его поиски части и подразделения, но ничего не обнаружил. Где знамя, не знали до октября 43-го, пока войска Брянского фронта не форсировал реку Сож, не взяли плацдарм на ее западном берегу и не остановились возле белорусской деревни Анютино. Там сделали штаб 38-го стрелкового корпуса, в который прибыл местный селянин, Георгиевский кавалер и бывший солдат Гражданской 64-летний Дмитрий Тяпин. Он потребовал «самого главного начальника» и объявил: «Я сохранил пропавшее знамя». Тяпин нашел погибших знаменосцев, похоронил их, а вместе с ними – стяг. Когда его откопали, не поверили глазам: на полуистлевшем полотне читались редкие буквы «24 Железная дивизия».
Тяпина отблагодарили военные – орденом Красного знамени. Получил он и особую награду – жизнь до 100 лет. Даже после смерти Тяпин остался в списках 7-го полка Железной. С него до сих пор каждый день начинают перекличку – как с самого главного и почетного солдата, вернувшего дивизии жизнь.
По иронии, именно 7-ой полк сейчас первым простился со знаменем дивизии. Церемония прошла в тишине и совсем без помпезности. Решение о расформировании дивизии стало для многих неожиданностью. 24 июля ей должно исполнится 85 лет. Теперь праздновать, похоже, нечего.
Дивизия стала Железной благодаря ее первому командиру Гаю, считавшему «железность» высшей мерой человеческой доблести. Зная о пристрастии Гая к этому слову, Тухачевский в 1918-ом привез ему приказ, официально назвавший дивизию Железной.
Как рассказывает Комский, дивизию организовали трое – армянин, латыш и еврей. Первый, Гай Дмитриевич Бжишкянц, позже для краткости переименованный в !!!!!!!!!!!!!!Гая, был настоящим кавказцем с кинжалом в ножнах из слоновой кости. Их этого же материала он выстроил башню своей мечты, в которой дивизия стала непобедимой, а он – легендарным. Эта башня рухнула в 30-х: Гая репрессировали и расстреляли.
Второй, бывший латышский стрелок и начальник штаба Железной Эдуард Вилумсон, от репрессий спасся – умер в 29-ом.
Третий, комиссар Борис Лившиц, после гражданской ушел в журналистику, не махал в ней шашкой, смог затеряться и уцелеть.
Фактически Гай, друг Куйбышева и Тухачевского, сплотил дивизию за три недели после получения приказа о ее формировании. Дивизия отличилась сразу -- когда «по призыву революционной совести» взяла Симбирск и отправила в Москву телеграмму Ленину. По легенде, ее доставили Ильичу лично Свердлов и Дзержинский. Врач Ленина Розанов, досматривавший вождя после покушения, якобы заявил, что петиция Железной для Ленина «полезнее всякого лекарства». В ней значилось: «Взятие вашего родного города – ответ на одну вашу рану, а за вторую будет Самара». Бойцам пришла депеша за подписью вождя: «Поздравляю с победой и от имени всех трудящихся благодарю за все их жертвы. Ленин»
Самару Железная действительно взяла. Об основных ее победах свидетельствует ее нынешнее название «24 механизированная Самаро-Ульяновская, Бердичевская, Железная, Ордена Октябрьской революции, трижды Краснознаменная, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия». В Гражданскую она освобождала Троицк, Орск, Воронеж, Курск, Брянск, Гомель, Чернобыль, Сарны, Луцк, Сокаль, воевала с Деникиным и Колчаком, мечом шла по Украине и Белоруссии.
В Финскую прорывала линию Маннергейма. В 1940-ом дивизия передислоцировалась под Минск, в село Молодечно, она держала оборону в первые 20 дней войны. Уничтожила половину техники наступавшей немецкой дивизии – 97 танков. Германский генерал Гальдер написал о сражениях с «Железной» рапорт: «Упорное сопротивление русских заставляет нас вести бой по всем правилам боевых уставов. В Польше и на Западе мы могли позволить себе известные вольности, теперь это уже недопустимо».
По историческому стечению, и в Отечественную, и в гражданскую Железная прошла равнодлинный путь – 5 тысяч километров. Она стала героической по праву, но благодарит за это не только воинов, но и журналистов. Отечественная застала в дивизии корреспондента «Красной звезды» Александра Полякова. Железная сделала имя ему. А он – Железной.
Комский говорит, что история ее не закончена, пока не найден последний говорящий о ней документ. Возле Молодечно якобы остались закопанными штабные документ дивизии – их хотел вернуть, да не успел,!!!!! начальник штаба Захар Подорванов. Если верить историкам, эти бумаги до сих пор лежат в белорусской земле, однажды уже сохранившей знамя «Железной»
Железное семейство
Видимо, судьба определила Игорю Остапенко стать последним командиром Железной дивизии. Он – потомственный военный с деда-прадеда. И он, и его отец, и его брат заканчивали военное училище в том самом Ульяновске (Симбирске), который первым брала Железная. Игорь, генеральский сын, ставший лучшим выпускником украинской военной академии, получил золотую офицерскую саблю из рук президента Украины Леонид Кучмы, но отказался оставаться в Киеве, попросился в Железную. 42-летний полковник—морпех, Игорь сделал для сохранности дивизии все, что мог.
Его Железная базируется подо Львовом, в Яворове, тренируется на знаменитом Яворивском международном полигоне, отформатированном НАТО по своим стандартам. «У нас хоть из танка, хоть из пушки стрельбу веди – ни один жилой квартал не пострадает», -- говорит Остапенко.
Остапенко уверен: «Мы сохраним все традиции Железной. Я их формулирую так: у нее железный воля, железный дух и шаг железный. Мы не ликвидируемся, а реформируемся. Говорим: «Прощай, Железная дивизия», но --«Здравствуй, Железная бригада». Различие только в названии. В количестве – не очень. Полки станут батальонами, но сохранят свои исторические номера. У нас останутся все ордена. Они до сих пор – на знамени дивизии, мы его храним с гражданской войны».
Знамена Железной лежат у Остапенко в секретной части. Игорь дает добро на их вынос – от темно-красного, советского, до желто-синего, украинского – все стали боевым строем вдоль стены. «Мы обратились к командованию с просьбой и после реформирования не отдавать знамена в архив, а оставить их у нас».
Остапенко допустил единственнОЕ!!!!!!!!!!! отступление от традиций Железной – если ее первый командир Гай спал прямо в штабе на соломе, то у Остапенко в комнате ОТДЫХА!!!!!!!!!!!!!!!!! армейский спальник лежит.
Почивание вблизи от рабочего места жена Остапенко Марина не оспаривает. Она, десантница, прониклась армией до мозга хрупких костей. Ездила с мужем на учения, стала психологом танкового ПОЛКА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!, нянчит и!!!!!!!!!! дивизию, как собственную 85-летнюю родственницу. Как говорят, Железная попала в хорошую семью и прижилась в ней.
Семья завела в дивизии свой порядок: все в Железной прибрано и вычищено, как в добротном украинском доме. В помещениях бывших внутренних КТ!!!!!!!!!!П открылись греко-католические часовни, к бойцам приходит местный священник -- почти что капеллан. Это – не только дань социологическим опросам, согласно которым украинцы доверяют не властям, а армии и церкви.
В реформируемой дивизии Остапенко сделал ставку на контракТ!!!!!ников и не прогадал – его бойцов забрали служить в украинский батальон в Кувейт – как самых лучших на Украине. Остапенко мечтает сделать свою бригаду такой мобильной, как свита английской королевы. Эту свиту Остапенко наблюдал лично, когда был в Лондоне и с принцем Чарльзом знакомился. О знакомстве свидетельствует фото на стене. А еще Игорю квартирующий в Лондоне князь Сокольницкий вручил орден святого Станислава. Остапенко подчеркивает: из его дивизии вышли 104 генерала. Один из них – бывший министр Родионов.
Нынешние отборные солдаты Отстапенко, как положено, метят в генералы и осваивают лично сочиненную Игорем речевку в стиле реп: «Хай живе моя краина, моя ридна Украина, мицно мы трымаем прапор, будь спокийна, ридна маты». Прапор (знамя) Железная больше не потеряет, не выпустит. Это – гарантия Остапенко
Петька и другие
Игорь и Марина – не первая славная пара Железной. В Гражданскую в ней служили свои Петька и своя Анка. Ее, правда, по-настоящему звали Лийкой Дашевской, и была она не пулеметчицей, а комиссаром санитарных частей Самаро-Ульяновской дивизии. А Петька был ей братом – народная легенда малость переврала степень родства. В Москве, в Центральном музее вооруженных сил до сих пор хранится пожелтевшее фото чубатого парня с командирским значком рядом с девушкой в форме с кобурой. На фото подпись: «От Лийки Петрухе в память нашей совместной борьбы в Железной дивизии. Наша молодость прекрасна».
В дивизии был свой Матросов – Владимир Майборский, собою закрывший немецкий дзот и оставшийся живым. Он, Петька и Лийка стали немногими уцелевшими историческими героям Железной. Смертность в дивизии, «не отступавшей нигде и никогда», была 99,94 процента. «Перерасход человеческого материала -- цена наших побед, "!!!!!!!! -- рассказал мне ныне живущий во Львове бывший зам по тылу 274 полка Железной дивизии 92-х летний!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Артем Лукин.-- Нас призвали из Вологды -- 29 тысяч человек. После Сталинграда в живых остались 16. Фото их храню до сих пор с подписью «случайно выжившие». Дивизия не отступала даже тогда, когда нужно было. Командовавший ею в Отечественную полковник Прохоров отказывался от отдыха. Другие формирования чередовали наступление и отдых, а мы, Железные, все время двигались вперед. Когда бойцы не шли в атаку, командиры стреляли в своих – чтоб устрашить и поднять бойцов. Во время Сталинградской битвы за нами стояли заградотряды не НКВД, а наши же, сформированные из бойцов дивизии. Они должны были расстреливать и расстреливали своих друзей, однополчан -- всех, кто бежал".
Лукина это не возмущает: «Время такое было, да и после Сталинграда стало легче». Он и сам, заплутавший с обозом, попался заградителям, но чудом спасся. С тех пор, говорит, авиационных бомбежек не боится, боится пехоты – «она уничтожает все вокруг себя. Посмотрите, к примеру, на Ирак».
Бывший комбат Железной Константин Непейвода, пришедший в нее в 1941-ом, тоже говорит о бесчисленных жертвах, которые Железная навлекла на себя своим девизом «Только вперед». «Мы не хотели идти, а Прохоров гнал нас. Дивизия никогда не останавливалась, передышек совсем не было». Не отступая, она разливала такие реки крови, в которых должно было утонуть и заржаветь любое железо. Но оно не стало ХРУПКИМ!!!!!!!!! даже теперь.
Львов