От Андрей Белов Ответить на сообщение
К Сергей К. Ответить по почте
Дата 16.03.2012 10:41:27 Найти в дереве
Рубрики 1941; Версия для печати

Re: Re:


>1. "Не 2 дивизион морпогран катеров и командир не т.Финчек,
>А бывший начальник штаба Одесского дивизиона погранкатеров
>старший лейтенант А. Финочко. (черт знает когда ему капитан-лейтенанта присвоили)
>По этой ссылке приведены действия 4 дивизиона 2 отряда пограничных судов 11
> http://www.nashapobeda.lv/1003.html
>Да и у Ладинского про него написано."
>все-таки 2 дивизион 2 БОПС (их всего три было), просто позже (c 25.07.1941) часть катеров 2 д-на составила основу 4 дивизиона СКА Истребительного отряда БОРЗ-БОБР
>а в мемуарах такая мешанина, что черт ногу сломит
>сложно сказать даже какие именно катера входили в состав дивизиона и сколько их было в Либаве на момент обороны города

Мешанина - это не то слово. Как я понял катера действовали парами и даже напрямую пытались взаимодействовать с пограничниками и пехотинцами. Кто -то был в подчинении флота , а кто то действовал по обстановке.
Дело в том, что один дед в своих воспоминаниях написал , что 21 числа к ним на МОшку пришел Финочко , всем объяснил , что будут оргвыводы , если они не усилят бдительность по охране водного района. Статистика нарушения морской границы была не в пользу 2 дивизиона , за что его регулярно драли (в архивах гдето даже бумага на эту тему была).
Поэтому группа этого деда в ночь на 22.06 болталась в районе погранпостов (в охранении ) в ожидании нарушителей. И в Либаву они зашли только числа так 23.
(так что участвовал он в обороне .. не участвовал .. вапрос.??)


>2. Re: Ясно, а что такое "R Verkehrsboot .. …….( ex U.Z.Boot ). .. ….. Beute >?"


>Интересно что еще оставили пограничники в порту и в заводе.

Не думаю , что много оставили. Они организационно толком еще перейти в Либаву не успели.


>3. Про состояние и взрыв "Ленина" - в книге "В ИЮНЕ СОРОК ПЕРВОГО...", на которую дана ссылка, есть воспоминания военфельдшера Амосова, начальника медсанслужбы корабля, в которых прямо говорится что:
>(стр. 194) ...экстренный взрыв корабля в первые часы войны был отменен...
>Решение об отмене взрыва, приятое около пяти часов утра, позволило открыть огонь по самолетам врага и наступающим фашистким войскам. Корабль находился в капитальном ремонте: спущены пары, снята общивка, полностью сдан в арсенал боезапас, даже не работал камбуз, а краснофлотцы и командиры питались в столовой завода "Тосмаре". Призыв командира и комиссара - возродить корабль - вызвал подлинный энтузиазм, и уже в шесть-восемь часов утра 22 июня все БЧ приступили к работе. Восстанавливались турбины, поднимались пары, завозился боезапас, проворачивались механизмы... в ночь на 23 июня вдруг раздалась команда: "Корабль к бою и походу подготовить!". И эсмнец совершил свои ходовые испытания в заводской гавани....Выход в море оказался невозможным: погибшие от бомб транспортные суда (так говорил командир корабля) закрыли фарватер...
>в воспоминаниях зенитчиков

>"Когда корабль вышел на ходовые испытания одна турбина нуждалась в небольшом ремонте..."
>"Вечером 22 июня к борту эсминца подошел катер. Команду построили на палубе для встречи командира Лиепайской ВМБ. После его отъезда краснофлотцам выдали винтовки, патроны, гранаты."
>"23 июня примерно в полдень была подана команда выйти в море. Но выход в море был отменен. Эсминец ошвартовался у стенки напротив здания полуэкипажа подплава.Потом последовал приказ орудийным расчетам подддержать наши войска.."
>"..мы вели на следующий день [23.06.1941] интенсивный огонь. Поговаривали, что фашисты подошли к Гробине...Потом последовал приказ снять замки с корабельных орудий и выбросить в воду. Нам приказали одеться по форме первого срока. ... Сошли на берег с виновками. Снят был и спаренный пулемет."
>"... Поздно вечером было приказано всему личному составу сойти на берег. На борту эсминца остались минеры со своим командиром. Перед тем как сойти на берег, сняли с орудий замки, выбросили их в воду."
>"впереди колонны, тронувшейся в направлении Гробини, находились замполит ЭМ Качурин, старший помощник командира корабля Майский, другие командиры. Когда мы отошли раздался взрыв большой силы." и так далее.
>с 24-го числа ленинцы Афанасьева не видели. в воспоминаниях командира судна-ловушки Афанасьев без конвоя ходит с ним по бухтам Таллина, помогая выбрать судно, находясь в ожидании суда над ним. То есть арестован он не был.

Ага. Вот с этого момента начинается самое интересное.
То, что Афанасьева расстреляли писал известный баечник Стрижак (Секреты балтийского подплава).
Потом эта версия стала переползать из книги в книгу...
Афанасьева расстреливать было никому не нужно. На этот момент было еще непонятно , что он нарушил.
Где-то еще в начале 90ых высказывалась версия , что Афанасьев намеренно остался в Лиепае (взял всю ответственность за взрыв на себя за приказ Трибуца - взрывать корабли) и погиб в уличных боях. А 24 числа занимался поиском (переговорами с капитанами ) судов для эвакуации раненых.

Цитата из июня 1941 очень художественная ...
Версию военфельдшера Амосова, что в первые часы войны взрыв корабля был отменен .. мягко говоря бызывает сомнения .. учитывая , что приказ на взрыв пришел 23(и флотский драп начался уже 23), да такой, что Кузнецову пришлось приказом "Либаву не сдавать!" прочищать мозги особо одаренным флотским личностям.
Про замки и пулемет - все правильно - это он мог видеть сам, а вот остальное - домыслы скорее всего ...
Также непонятна версия про закрытый фарватер затопленными судами.
Был разлив топлива, которое горело. Этот факт известен. также гавань обстреливали .. но вот в кого попали .. вапрос ???

Еще .. что -такое судно ловушка ??? Первый раз на это судно ловушка я наткнулся в ЭМ Новик у Цветкова-Степанова.
Писалось про какой то транспорт-ловушка Люцерна..
На самом деле это был ВТ № 581(пароход "Лейк Люцерн")(Эстонского ГМП)с 2-45 мм пушками ...
Интерессно -- как эта ловушка потопит лодку???

>Вообще в истории обороны Либавы нагородили столько всего, что иногда хочется материться. Кстати, приведенный немецкий список тоже не идеален поскольку часть судов из него захвачена вовсе не в Либаве, а в море или в Виндаве (например Dampfer Amata 98 1132 Prise > CARL, Dampfer Kuldiga 13 1978 Prise > PRESSISCH HOLLAND захвачены немецкими ТКА у Виндавы).

Кстати .. возможно этот список составлялся уже в июле 1941 по итогам обследования судов и привода в Либаву всего захваченного.



>С уважением, Сергей К.


Еще зависли вопросы взрыва минного склада(которого скорее всего не было ..) --
Кстати ... на нем были оставлены английскте мины для Лембита и Калева, которые потом с большим трудом получали через Ленд-Лиз. (см. Матиясевич А.М.)

А здесь кстати интересные утверждения по части нежелания принимать на борт мины и торпеды ... и непонятки со вмеремем выхода из Лиепаи ... :)
http://submarine-at-war.ru/boats/kalev.html