От Сергей К. Ответить на сообщение
К coast70 Ответить по почте
Дата 14.03.2012 23:40:34 Найти в дереве
Рубрики 1941; Версия для печати

Re:

приветствую
1. "Не 2 дивизион морпогран катеров и командир не т.Финчек,
А бывший начальник штаба Одесского дивизиона погранкатеров
старший лейтенант А. Финочко. (черт знает когда ему капитан-лейтенанта присвоили)
По этой ссылке приведены действия 4 дивизиона 2 отряда пограничных судов 11
http://www.nashapobeda.lv/1003.html
Да и у Ладинского про него написано."
все-таки 2 дивизион 2 БОПС (их всего три было), просто позже (c 25.07.1941) часть катеров 2 д-на составила основу 4 дивизиона СКА Истребительного отряда БОРЗ-БОБР
а в мемуарах такая мешанина, что черт ногу сломит
сложно сказать даже какие именно катера входили в состав дивизиона и сколько их было в Либаве на момент обороны города

2. Re: Ясно, а что такое "R Verkehrsboot .. …….( ex U.Z.Boot ). .. ….. Beute >?"
А это как раз вопрос к товарищу Финочко А.Д.:
ex U.Z.Boot это пограничный катер К-271 2 дивизиона 2 БОПС с очень занимательной историей:
LM 22 (с 1922 "Bodo", с 1925 "Ruth", с 14 июня 1930 UZ(S) 14 борт. № 29) (типа LM 21)
Заложен "Firma Fr. Lürssen" в Бремен-Вегезаке в 1917, спущен в 1917, вступил 10 августа 1917,
исключен и 28 декабря 1921 продан Бернарду Плаге (Bernhard Plage) в Берлин, в 1923 продан судоходной компании "Navis GmbH", в августе 1925 оснащен торпедным аппаратом и до 1926 использовался для отработки тактики ночных торпедных ударов, В 1927 году оснащен 3 бензиновыми моторами «Mercedes-Benz» новой конструкции в 260 л.с. каждый, 16 апреля 1928 введен в ВМС Германии, с 14 июня 1930 охотник за подводными лодками (U-Boot-Zerstörer (Schnellboot)), исключен 31 марта 1931, 26 мая 1932 в Хольтенау как "Bodo" продан латвийскому гражданину Мартину Греве, 8 сентября 1934 взят с грузом 750 л контрабандного спирта у побережья и позже возвращен владельцу,
8 сентября 1934 наложен арест, в связи с неоплаченным штрафом, после смерти в Данциге владельца летом 1937 передан в ведение Лиепайскому таможенному управлению, 19 июля 1937 приведен на буксире из Данцига, попытка продажи с аукциона не удалась и 8 октября 1937 передан Лиепайско-Айзпутскому погранично охранному району мор.погран.охраны Пограничной бригады
Латвии как пограничный катер "Bulta", отбуксирован буксирным катером "Bartava" в военные мастерские Лиепайского порта для ремонта, в декабре-январе 1937-38 гг. в мастерской техника Гривиньша произведен ремонт стоимостью 10000 лат, с вхождением Латвии 6 августа 1940 в состав СССР, 19 августа 1940 передан Пограничным войскам НКВД СССР как "Стрела",
28 августа 1940 ввведен во 2-й дивизион 2-го Балтийского отряда пограничных судов Прибалтийского округа Пограничных войск НКВД СССР с базированием на ВМБ Либава как погранично-сторожевой катер К-271, 24 июня 1941 захвачен Германией на территории завода "Тосмаре", Лепая (до 1940 и с 1945 Лиепая).
Видимо был брошен в порту при оставлении города.
http://navyworld.narod.ru/sb01.htm

Конструктивные детали есть у Гронера во втором томе на стр. 120,124,125 (историю он заканчивает на продаже - 26.5.32 verkauft nach Holtenau)

Интересно что еще оставили пограничники в порту и в заводе.

3. Про состояние и взрыв "Ленина" - в книге "В ИЮНЕ СОРОК ПЕРВОГО...", на которую дана ссылка, есть воспоминания военфельдшера Амосова, начальника медсанслужбы корабля, в которых прямо говорится что:
(стр. 194) ...экстренный взрыв корабля в первые часы войны был отменен...
Решение об отмене взрыва, приятое около пяти часов утра, позволило открыть огонь по самолетам врага и наступающим фашистким войскам. Корабль находился в капитальном ремонте: спущены пары, снята общивка, полностью сдан в арсенал боезапас, даже не работал камбуз, а краснофлотцы и командиры питались в столовой завода "Тосмаре". Призыв командира и комиссара - возродить корабль - вызвал подлинный энтузиазм, и уже в шесть-восемь часов утра 22 июня все БЧ приступили к работе. Восстанавливались турбины, поднимались пары, завозился боезапас, проворачивались механизмы... в ночь на 23 июня вдруг раздалась команда: "Корабль к бою и походу подготовить!". И эсмнец совершил свои ходовые испытания в заводской гавани....Выход в море оказался невозможным: погибшие от бомб транспортные суда (так говорил командир корабля) закрыли фарватер...
в воспоминаниях зенитчиков

"Когда корабль вышел на ходовые испытания одна турбина нуждалась в небольшом ремонте..."
"Вечером 22 июня к борту эсминца подошел катер. Команду построили на палубе для встречи командира Лиепайской ВМБ. После его отъезда краснофлотцам выдали винтовки, патроны, гранаты."
"23 июня примерно в полдень была подана команда выйти в море. Но выход в море был отменен. Эсминец ошвартовался у стенки напротив здания полуэкипажа подплава.Потом последовал приказ орудийным расчетам подддержать наши войска.."
"..мы вели на следующий день [23.06.1941] интенсивный огонь. Поговаривали, что фашисты подошли к Гробине...Потом последовал приказ снять замки с корабельных орудий и выбросить в воду. Нам приказали одеться по форме первого срока. ... Сошли на берег с виновками. Снят был и спаренный пулемет."
"... Поздно вечером было приказано всему личному составу сойти на берег. На борту эсминца остались минеры со своим командиром. Перед тем как сойти на берег, сняли с орудий замки, выбросили их в воду."
"впереди колонны, тронувшейся в направлении Гробини, находились замполит ЭМ Качурин, старший помощник командира корабля Майский, другие командиры. Когда мы отошли раздался взрыв большой силы." и так далее.
с 24-го числа ленинцы Афанасьева не видели. в воспоминаниях командира судна-ловушки Афанасьев без конвоя ходит с ним по бухтам Таллина, помогая выбрать судно, находясь в ожидании суда над ним. То есть арестован он не был.

Вообще в истории обороны Либавы нагородили столько всего, что иногда хочется материться. Кстати, приведенный немецкий список тоже не идеален поскольку часть судов из него захвачена вовсе не в Либаве, а в море или в Виндаве (например Dampfer Amata 98 1132 Prise > CARL, Dampfer Kuldiga 13 1978 Prise > PRESSISCH HOLLAND захвачены немецкими ТКА у Виндавы).

С уважением, Сергей К.