От Кравченко П.Е.
К Zhlob
Дата 27.10.2005 00:45:31
Рубрики Теоремы, доктрины; Семинар; Тексты;

Re: Вам и...

>Re: О видении сквозь марксистские очки.


>>Свершилось! Прочитал Кравченко П.Е «Борьбу в Венгрии»! И вот что обнаружил. С первых слов выясняется, что борьба в момент написания еще продолжается.
А чего это Вы вставляете цитату из др места? Без контекста? Некрасиво.
>
>С первых слов выясняется, что борьба заканчивается. Вы знаете, что такое эпилог?
А Вы знаете, чем отличается заканчивается от закончилась? А поВашему убитый в последний день войны уже и не убитый?

>>«Движение буржуазии и крестьян против дворянства становилось все более угрожающим. А так как движение крестьян, которые повсюду являются носителями национальной и местной ограниченности, необходимо принимает местный и национальный характер, то вместе с ним опять возникла старая борьба между нациями.
>
>Вам об этом и говорили. Энгельс уходит от классового подхода в сторону этнического.
Хм, извините пожалуйста, не Энгельс, а крестьяне. Пожалуйста, будьте внимательней!
>>При таком положении вещей Меттерних проделал свой мастерский трюк. Он лишил дворянство, за исключением могущественнейших феодальных баронов, всякого влияния на государственное управление. Буржуазию он обессилил тем, что привлек на свою сторону самых могущественных финансовых баронов, — он должен был это сделать, этого требовало состояние финансов. Опираясь таким образом на высшую феодальную и финансовую знать, а также на бюрократию и армию, он в гораздо большей степени, чем все его соперники, осуществил идеал абсолютной монархии.
>
>Это вообще тяготеет к теории элит. И в любом случае, нет разбора классовых интересов, ни намёка на несоответствие ПО и ПС.
Видите ли, любезнейший, разбор классовых интересов в каждой статье - это невозможная ситуация. Поэтому в некоторых статьях не пережевывают опять старое, рассчитывая на то, что читатель знаком и с прежними. ПО и ПС кстати - это отдельная тема. Чтобы придерживаться концепции классовой борьбы не обязательно соглашаться с марксовой теорией ПС и ПО.
В любом случае нельзя каждый раз повторять в каждой статье все предыдущие результаты. Разве это не очевидно?
>>Буржуазию и крестьянство каждой нации он держал в подчинении при помощи дворянства той же нации и крестьян каждой другой нации; дворянство каждой нации — с помощью страха перед буржуазией и крестьянством той же нации. Различные классовые интересы, национальная ограниченность и местные предрассудки, при всей своей сложности, очень хорошо уравновешивали друг друга и позволяли старому плуту Меттерниху свободно маневрировать. Каких результатов достиг он, натравливая один народ на другой, показывает галицийская резня, когда Меттерних подавил демократическое польское движение, начатое в интересах крестьянства, при помощи самих русинских крестьян, зараженных религиозным и национальным фанатизмом.»
>
>>То есть исходным моментом являются все же классовое противостояние, а методом эксплуататорских классов в этом случае является стравливание народов.
>
>Где Вы увидели классовое противостояние? Вскользь упомянуты классовые интересы, без объяснения, в чём они состоят. В то время как интересы национальные понятны и в объяснениях не нуждаются. Они, конечно, обруганы фанатизмом, предрассудками и т.п., но смысл этим не скроешь. Если смотреть не через марксистские очки.
См выше.
>>Да, так напомню, что идет война. Если некоторые народы раскололись по классовому признаку, то другие в полном составе выступают на стороне контрреволюции.
>
>А ну-ка, дайте цитатку Энгельса, какой там народ по классовому признаку раскололся?
Уважаемый, ну надо же хоть немного читать что-нибудь! Вы про революцию в Германии 48 года слышали? Вот немецкий народ и раскололся.
!
>>Так, что кто верит в трактовку СГ ленинской телеграммы по совести не должен бы верить и в намерение уничтожить народы Энгельса.
>
>Ну это уже вообще белыми нитками шито. "Борьба в Венгрии" - это что, телеграмма?
Вот именно, что статья бунтовщика Энгельса - Это совсем не то, что телеграмма главы правительства! Я про это и пишу!
>В ответ на Ваши цитаты, которые я не повторяю для избежания оверквотинга: "На сентиментальные фразы о братстве, обращаемые к нам от имени самых контрреволюционных наций Европы, мы отвечаем: ненависть к русским была и продолжает еще быть у немцев их первой революционной страстью; со времени революции к этому прибавилась ненависть к чехам и хорватам, и только при помощи самого решительного терроризма против этих славянских народов можем мы совместно с поляками и мадьярами оградить революцию от опасности. Мы знаем теперь, где сконцентрированы враги революции: в России и в славянских областях Австрии; и никакие фразы и указания на неопределенное демократическое будущее этих стран не помешают нам относиться к нашим врагам, как к врагам."
>Обращаю всеобщее внимание - это говорится без объяснения причин ненависти к России. Её ненавидят "по умолчанию".
Обратите внимание лучше на свою цитату :Мы знаем теперь, где сконцентрированы враги революции: в России и в славянских областях Австрии; Вот Вам и объяснение.
>>Скажу пару слов также об актуальности темы. В середине позапрошлого века существовали народы, находившиеся еще в феодализме. Им приписывалась реакционность в виду того, что до революции они еще не созрели, ПС недостаточно развиты.
>
>Насчёт того, за что им приписывалась реакционность, читайте в
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/161878.htm

>>А уровнем , достаточным для соц революции считался, например, достигнутый Францией к середине 50 годов. В настоящее время этот уровень превзойден , скажем подавляющим большинством народов мира. В связи с чем, призрак «реакционных народов» прошу считать окончательно упокоившимся. То же можно сказать и про переживания насчет того, «разрешит ли» марксизм угнетенным народам колоний бороться с угнетением. После Вьетнама Монголии поднимать эту тему представляется мне несколько странным.
>
>Расскажите это Аксельроду, Жордании, Пилсудскому, Семёнову...
Вы об чем? Первого не знаю, два следующих давно умерли. ДАВНО. Если Вы не поняли, я писал об актуальности теперь. Взгляды Семенова - это всего лишь взгляды Семенова. Но он, кстати, вроде ничего не писал про реакционные народы? Или писал? Я что-то не в курсе.

>>«Огромное значение основоположники марксизма придавали тайпинскому восстанию, которое они на¬звали «могучей революцией», а также народному вос¬станию в Индии 1857 г. Восстание в Индии Маркс на¬зывал «лучшим нашим союзником».
>
>Огромное - сразу означает симпатию? Они огромное значение и победе США над Мексикой придавали.
Опять не внимательно читаете. Восстание в Индии Маркс на¬зывал «лучшим нашим союзником». А огромного значения победе над Мексикой никто не придавал, не надо. Энгельсу было, наверное, не очень важно, кто будет угнетать трудящихся этих территорий, как и самим трудящимся. Вот современные мексиканцы очень стремятся в США.
>>«В экспозиции помещены статьи, в которых Маркс и Энгельс на примере политики английских колонизато¬ров показали, какими гнусными средствами пользу¬ются колонизаторы в погоне за прибылью в колониаль¬ных странах.
>
>"И это тоже будет прогрессом."(с) Энгельс

Ай-ай-ай. Вы зачем это комбинируете слова из разных мест? Кто это Вам дал право пордписывать слова Энгельса где вздумается? А еще про белые нитки говорили. Никогда так больше не делайте!
>>В статье Энгельса «Алжир», напечатанной в «Но¬вой американской энциклопедии», нарисована картина жестокого режима, установленного в стране француз¬скими колонизаторами.
>



>>«Арабские и кабильские племена, которые дорожат независимостью, как сокровищем, а ненависть к ино¬земному господству ставят выше самой жизни,— писал Энгельс,— подавляются и усмиряются посредством сви¬репых набегов, во время которых сжигаются и разруша¬ются их жилища и имущество, вытаптывается их уро¬жай, а уцелевшие несчастные существа подвергаются либо истреблению, либо всем ужасам разврата и жесто¬кости».
>



От Zhlob
К Кравченко П.Е. (27.10.2005 00:45:31)
Дата 28.10.2005 11:12:49

Re: Вам и...

>А чего это Вы вставляете цитату из др места? Без контекста? Некрасиво.

Подобными высказываниями и неряшливыми ссылками Вы создаёте видимость того, что совсем не напрягаете извилины, когда пишете ответ. Это Вы зря – ведь находитесь на форуме Кара-Мурзы, а не на скамейке перед подъездом. В данном случае – см. заголовок: «Из ушедшего в архив». Т.е. это был ответ как раз на то «другое место», и я не пожелал, чтоб он остался непрочитанным. Поэтому продублировал в близкую по теме ветку. Какие претензии?
>
>С первых слов выясняется, что борьба заканчивается. Вы знаете, что такое эпилог?
А Вы знаете, чем отличается заканчивается от закончилась? А поВашему убитый в последний день войны уже и не убитый?

Как говорит Мирон, шум.

>Вам об этом и говорили. Энгельс уходит от классового подхода в сторону этнического.
Хм, извините пожалуйста, не Энгельс, а крестьяне. Пожалуйста, будьте внимательней!

Пожалуйста, шевелите извилинами! Энгельс видит реальную ситуацию, описывает её в понятиях этнического подхода, на протяжении ВСЕЙ статьи. Впрочем, Вы в марксопоклоннических очках, у Вас всё выкрашено в классовый цвет – поэтому спрос с Вас невелик...

>Видите ли, любезнейший, разбор классовых интересов в каждой статье - это невозможная ситуация.

Невозможная. Но если «сторонник» классового подхода вставляет в статью кусок, где явно выражается в терминах этнического, да ещё и с примесью теории элит, мы вправе сделать определённые выводы. Интересно, кстати, наблюдать эволюцию взглядов некоторых предвзятых комментаторов – от «вся статья – классы, классы...» до «разбор классовых интересов в каждой статье - это невозможная ситуация.»

>В любом случае нельзя каждый раз повторять в каждой статье все предыдущие результаты. Разве это не очевидно?

Очевидно, что Вы опровергаете Вами же придуманный тезис – мол, надо в каждой статье повторять все предыдущие результаты. Успехов.

>А ну-ка, дайте цитатку Энгельса, какой там народ по классовому признаку раскололся?
Уважаемый, ну надо же хоть немного читать что-нибудь! Вы про революцию в Германии 48 года слышали? Вот немецкий народ и раскололся.

В сообщении, на которое я отвечал, Вы писали об одной конкретной статье – «Борьба в Венгрии».

>Вот именно, что статья бунтовщика Энгельса - Это совсем не то, что телеграмма главы правительства! Я про это и пишу!

Шум.

>Обратите внимание лучше на свою цитату :Мы знаем теперь, где сконцентрированы враги революции: в России и в славянских областях Австрии; Вот Вам и объяснение.

И не говорите, свинство и непоследовательность, со стороны Энгельса, потрясающие.

>Вы об чем?

О том, что к 17 году Россия превзошла уровень развития Франции 1850-х. А вообще, Вы плохо поняли суть спора. Сегодня – не сегодня это дело десятое, главное здесь – методология.

>Первого не знаю, два следующих давно умерли. ДАВНО. Если Вы не поняли, я писал об актуальности теперь. Взгляды Семенова - это всего лишь взгляды Семенова. Но он, кстати, вроде ничего не писал про реакционные народы? Или писал? Я что-то не в курсе.

Так пойдите и справьтесь, болтать безосновательно зачем?

>Опять не внимательно читаете. Восстание в Индии Маркс называл «лучшим нашим союзником». А огромного значения победе над Мексикой никто не придавал, не надо. Энгельсу было, наверное, не очень важно, кто будет угнетать трудящихся этих территорий, как и самим трудящимся.

«Наверное»! Прочитайте уж «Демократический панславизм» до кучи.

>Вот современные мексиканцы очень стремятся в США.

Шум.

>Ай-ай-ай. Вы зачем это комбинируете слова из разных мест? Кто это Вам дал право пордписывать слова Энгельса где вздумается?

Право даёт во-первых свобода выражения личного мнения, во-вторых понимание подхода и ценностей Энгельса и Маркса.

>Никогда так больше не делайте!

Кто Вы такой, чтоб я Вас слушался?

Поскольку у Вас явно не осталось аргументов по сути обсуждаемого вопроса, в этой ветке Вам игнор.



От Кравченко П.Е.
К Zhlob (28.10.2005 11:12:49)
Дата 28.10.2005 19:57:38

Re: Вам и...



>Как говорит Мирон, шум.

>>Вам об этом и говорили. Энгельс уходит от классового подхода в сторону этнического.
>Хм, извините пожалуйста, не Энгельс, а крестьяне. Пожалуйста, будьте внимательней!

>Пожалуйста, шевелите извилинами! Энгельс видит реальную ситуацию, описывает её в понятиях этнического подхода, на протяжении ВСЕЙ статьи. Впрочем, Вы в марксопоклоннических очках, у Вас всё выкрашено в классовый цвет – поэтому спрос с Вас невелик...
Кажется Ваши очки вообще свет не пропускают
>>Видите ли, любезнейший, разбор классовых интересов в каждой статье - это невозможная ситуация.
>
>Невозможная. Но если «сторонник» классового подхода вставляет в статью кусок, где явно выражается в терминах этнического, да ещё и с примесью теории элит, мы вправе сделать определённые выводы. Интересно, кстати, наблюдать эволюцию взглядов некоторых предвзятых комментаторов – от «вся статья – классы, классы...» до «разбор классовых интересов в каждой статье - это невозможная ситуация.»

Да, любезнейший, классы упоминаются постоянно, но разбор давно известных их интересов из ЗДЕСЬ не ведется!
>>В любом случае нельзя каждый раз повторять в каждой статье все предыдущие результаты. Разве это не очевидно?
>
>Очевидно, что Вы опровергаете Вами же придуманный тезис – мол, надо в каждой статье повторять все предыдущие результаты. Успехов.
???
>>А ну-ка, дайте цитатку Энгельса, какой там народ по классовому признаку раскололся?
>Уважаемый, ну надо же хоть немного читать что-нибудь! Вы про революцию в Германии 48 года слышали? Вот немецкий народ и раскололся.

>В сообщении, на которое я отвечал, Вы писали об одной конкретной статье – «Борьба в Венгрии».
Вот и я про то, что надо больше читать.
>>Вот именно, что статья бунтовщика Энгельса - Это совсем не то, что телеграмма главы правительства! Я про это и пишу!
>
>Шум.
Да Вы сама любезность и аргументированность.
>>Обратите внимание лучше на свою цитату :Мы знаем теперь, где сконцентрированы враги революции: в России и в славянских областях Австрии; Вот Вам и объяснение.
>
>И не говорите, свинство и непоследовательность, со стороны Энгельса, потрясающие.
Свинство говорите...
>>Вы об чем?
>
>О том, что к 17 году Россия превзошла уровень развития Франции 1850-х. А вообще, Вы плохо поняли суть спора. Сегодня – не сегодня это дело десятое, главное здесь – методология.
Ну если сегодня - не сегодня это дело десятое...
>>Первого не знаю, два следующих давно умерли. ДАВНО. Если Вы не поняли, я писал об актуальности теперь. Взгляды Семенова - это всего лишь взгляды Семенова. Но он, кстати, вроде ничего не писал про реакционные народы? Или писал? Я что-то не в курсе.
>
>Так пойдите и справьтесь, болтать безосновательно зачем?
Так и не болтайте.
>>Опять не внимательно читаете. Восстание в Индии Маркс называл «лучшим нашим союзником». А огромного значения победе над Мексикой никто не придавал, не надо. Энгельсу было, наверное, не очень важно, кто будет угнетать трудящихся этих территорий, как и самим трудящимся.
>
>«Наверное»! Прочитайте уж «Демократический панславизм» до кучи.
Так читал же.
>>Вот современные мексиканцы очень стремятся в США.
>
>Шум.
Ага, шум от выстрелов на границе.
>>Ай-ай-ай. Вы зачем это комбинируете слова из разных мест? Кто это Вам дал право пордписывать слова Энгельса где вздумается?
>
>Право даёт во-первых свобода выражения личного мнения, во-вторых понимание подхода и ценностей Энгельса и Маркса.
Для некоторых свобода выражения личного мнения это перевирать цитаты.
>>Никогда так больше не делайте!
>
>Кто Вы такой, чтоб я Вас слушался?

>Поскольку у Вас явно не осталось аргументов по сути обсуждаемого вопроса, в этой ветке Вам игнор.
Ну славно.


От Кравченко П.Е.
К Кравченко П.Е. (27.10.2005 00:45:31)
Дата 27.10.2005 00:47:54

Re: Вам и...

Читаем «Борьба в Венгрии».
С первых слов выясняется, что борьба еще продолжается. Это к вопросу о воинственных кличах и анализе. Вернемся к этому позже. Пока отвечу ряду уч-ков форума договорившихся до того, что классового анализа (за который, кстати МиЭ ими и были ругаемы) вроде и нет как нет. Читаем вместе:
«Движение буржуазии и крестьян против дворянства становилось все более угрожающим. А так как движение крестьян, которые повсюду являются носителями национальной и местной ограниченности, необходимо принимает местный и национальный характер, то вместе с ним опять возникла старая борьба между нациями.

При таком положении вещей Меттерних проделал свой мастерский трюк. Он лишил дворянство, за исключением могущественнейших феодальных баронов, всякого влияния на государственное управление. Буржуазию он обессилил тем, что привлек на свою сторону самых могущественных финансовых баронов, — он должен был это сделать, этого требовало состояние финансов. Опираясь таким образом на высшую феодальную и финансовую знать, а также на бюрократию и армию, он в гораздо большей степени, чем все его соперники, осуществил идеал абсолютной монархии. Буржуазию и крестьянство каждой нации он держал в подчинении при помощи дворянства той же нации и крестьян каждой другой нации; дворянство каждой нации — с помощью страха перед буржуазией и крестьянством той же нации. Различные классовые интересы, национальная ограниченность и местные предрассудки, при всей своей сложности, очень хорошо уравновешивали друг друга и позволяли старому плуту Меттерниху свободно маневрировать. Каких результатов достиг он, натравливая один народ на другой, показывает галицийская резня, когда Меттерних подавил демократическое польское движение, начатое в интересах крестьянства, при помощи самих русинских крестьян, зараженных религиозным и национальным фанатизмом.»

То есть исходным моментом являются все же классовое противостояние, а методом эксплуататорских классов в этом случае является стравливание народов.
В дискуссии на форуме уже отмечалось, что обвинения Э. в том, что он не считает целесообразным образование национальных государств славян, к-рые не сумели образовать такие государства ранее со стороны лиц, осуждающих распад «империи» СССР на мелкие национальные же государства выглядят странно. Я вот тоже осуждаю развал СССР. При этом почему надо поддерживать перекраивание границ где-то в другом месте, вместо того, чтобы поддержать рев. борьбу , которая должна освободить ВСЕХ – мне непонятно. Вот Энгельс, тот считает, что реакционное поведениев мелких неразвитых народов предопределено. По
Этому естественно считать их реакционными. При этом специально подчеркивается, что всякое их участие в революции приветствуется и награждается соответсвенно званием революционных (поляки). (Наши, обиженные на поляков форумяне, наверное это тоже в вину Э поставят) А также и другие, пока революционны:
Эта иллюзия, которой удалось привлечь к себе симпатии и среди западноевропейских Демократов, симпатии, вполне оправдывавшиеся до тех пор, пока славянские демократы участвовали в борьбе с общим врагом, — эта иллюзия была рассеяна бомбардировкой Праги.
Да, так напомню, что идет война. Если некоторые народы раскололись по классовому признаку, то другие в полном составе выступают на стороне контрреволюции. На войне бывает возникают «искусство ненавидеть» и прочие малопривлекательные вещи, диктуемые логикой событий. И угрозы врагу носят немного не салонный характер. Трудно поверить в искренность упреков
Энгельсу, за кровожадность к людям, убивающим его товарищей. Тут на форуме особой атмосферы гуманизма не заметно. Да, возможно боевые кличи немцев выглядят жутчее, чем таковые у русских. Но русский язык Энгельс стал изучать уже позднее, так что пока приходилось пользоваться наработками его предков. Ай-ай-ай!!!
Напомню одно место из Советской цивилизации.
«Насколько известно, никто не обвинил Ленина в жестокости на основании его опубликованных трудов. Упоминали его телеграммы, записки, высказывания ("расстрелять десяток саботажников", "посадить в тюрьму сотню хулиганов и спекулянтов" и т.д.), но серьезные историки предупреждали, что все эти выражения нельзя принимать буквально, и никто их буквально не принимал. Надо вспомнить тот объем работы, который выполнял Ленин, и понять, что у него не было времени облечь свои мысли в дипломатические выражения.» Расстрелять десяток саботажников – это не стереть с лица земли, и телеграммы главы государства – это не статья в газете.
Так, что кто верит в трактовку СГ ленинской телеграммы по совести не должен бы верить и в намерение уничтожить народы Энгельса.
Теперь про русофобию. Тут говорили, что это, дескать, не важно. Может, было бы не важно , если бы она была. Но важно разоблачить вранье, поскольку ее не было. Для начала напомню, что недавно тут одна прелестница не моргнув глазом упомянула про то, что прибалты «не воняли бы». (Попробовал бы Энгельс так о русских!) Так никто и не заметил! Не только «свои» не попеняли, но и оппоненты при всем накале дискуссии не вспомнили, не ткнули. И ведь это после стольких лет интернационализма выдает девушка, рожденная в СССР. (Энгельс, напомню, родился в семье немецкого буржуа в 1820 году. Судите о том, что он слышал в детстве в своей семье, если немцы и теперь не шибко толерантные граждане. Чингис вот не даст соврать.) Да, плюс прибалты нашу революцию не душили, даже наоборот. Если еще вспомнитиь то, что творилось при обсуждении статьи Коха про латышей, то придется непременно вспомнить русскую поговорку про бревно и соринку.
Да, но что взять с политизированных интеллигентов? Поговорим по существу. Вот кое-какие сведения из книги «Великие основоположники марксизма» Москва, 1972. Книга – нечто вроде экскурсии по музею КМ иФЭ. Считайте, что информация из первых рук, источники – сплошь подлинники и фотокопии.
«Маркс назвал движение крепостного крестьянства России величайшим событием в мире.»

«С 1861 г., писал Энгельс, в России начинается развитие современной промышленности в масштабе, достойном великого народа.»

«Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе» (из предисловия к Манифесту)

«Энгельс приступил к изучению русского языка еще в начале 50-х годов. В письме к Марксу от 7 сентября 1852 г. он отмечал, что занимается русским языком с удовольствием. Упорно изучать русский язык с 1869 г. стал и Маркс. Уже через несколько месяцев Энгельс поздравил Маркса с успехами в русском языке.
В библиотеке Маркса и Энгельса имелись сотни рус¬ских книг, в том числе произведения Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Плеханова, Ковалевского, Фле-ровского, Лаврова, Семевского, Энгельгарта, Чичерина, Костомарова и многие другие.»
«Знание русского языка,— писал Энгельс,— языка, ко¬торый всемерно заслуживает изучения и сам по себе, как один из самых сильных и самых богатых из живых языков, и ради раскрываемой им литературы,— теперь уж не такая редкость...»

«В своих воспоминаниях соратник Маркса и талант¬ливый пропагандист его учения Поль Лафарг писал, что Маркс с удовольствием читал русских поэтов а прозаиков, при этом он особенно ценил Пушкина, Го¬голя и Щедрина, в произведениях которых воплоти¬лись сокровища русского народного творчества и глубо¬кое понимание России.»


Строфы из «Евгения Онегина» любил при-водить также и Энгельс. Им был сделан перевод на немецкий язык посвящения и начала первой главы этого) произведения.

Скажу пару слов также об актуальности темы. В середине позапрошлого века существовали народы, находившиеся еще в феодализме. Им приписывалась реакционность в виду того, что до революции они еще не созрели, ПС недостаточно развиты.
А уровнем , достаточным для соц революции считался, например, достигнутый Францией к середине 50 годов. В настоящее время этот уровень превзойден , скажем подавляющим большинством народов мира. В связи с чем, призрак «реакционных народов» прошу считать окончательно упокоившимся. То же можно сказать и про переживания насчет того, «разрешит ли» марксизм угнетенным народам колоний бороться с угнетением. После Вьетнама Монголии поднимать эту тему представляется мне несколько странным. Но уж если коснулся этой темы, то в пику сторонникам версии, что «Маркс был «жестский прогрессор»(каков стиль, однако!), и потому был против национально-освободительной борьбы отсталых народов», еще немного классики.
«Глубокое лицемерие и присущее буржуазной циви¬лизации варварство предстают пред нашим взором в обнаженном виде, когда мы эту цивилизацию наблю¬даем не у себя дома, где она принимает респектабель¬ные формы, а в колониях, где она выступает без всяких покровов»

«Огромное значение основоположники марксизма придавали тайпинскому восстанию, которое они на¬звали «могучей революцией», а также народному вос¬станию в Индии 1857 г. Восстание в Индии Маркс на¬зывал «лучшим нашим союзником».»

«В экспозиции помещены статьи, в которых Маркс и Энгельс на примере политики английских колонизато¬ров показали, какими гнусными средствами пользу¬ются колонизаторы в погоне за прибылью в колониаль¬ных странах.
В статье Энгельса «Алжир», напечатанной в «Но¬вой американской энциклопедии», нарисована картина жестокого режима, установленного в стране француз¬скими колонизаторами.
«Арабские и кабильские племена, которые дорожат независимостью, как сокровищем, а ненависть к ино¬земному господству ставят выше самой жизни,— писал Энгельс,— подавляются и усмиряются посредством сви¬репых набегов, во время которых сжигаются и разруша¬ются их жилища и имущество, вытаптывается их уро¬жай, а уцелевшие несчастные существа подвергаются либо истреблению, либо всем ужасам разврата и жесто¬кости».
Маркс и Энгельс рассматривали национально-осво¬бодительное движение в колониальных странах как со¬юзника революций в Европе.»