|
От
|
alex~1
|
|
К
|
C.КАРА-МУРЗА
|
|
Дата
|
25.11.2003 13:04:26
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Re: Не согласен
>Мы же говорим о ценностях высокого ранга, а не просто о желании "иметь все, здесь и сейчас".
Да, это важно.
>Ценность личной свободы продукт идеологии Нового времени.
Не уверен, что история древнего Востока, античности или средневековья настолько переписана и перетрактована в Новое Время (т.е. примерно с XV в.), что писания, например, Плутарха о спартанцах никак не свидетельствуют об осознании ценности личной свободы во времена и более отдаленные.
Честно говоря, мне совсем непонятно, почему Вы связали ценность личной свободы с Новым Временем. Свидетельства в пользу именно такой точки зрения мне, например, были бы очень интересны.
> И раньше, и сегодня, в постмодерн, множество людей продает свою личную свободу (продает себя в рабство) за весьма небольшую цену.
Это те, кто просто хочет выжить? Или те, кто готов принести себя в жертву во имя своей семьи и детей? Или те, кто не осознает, что продались в рабство? Или они это сделали, так как им несвойственно ощущение, что свобода в принципе ценнее, чем рабство?
> А члену рода или даже племени изгнание, то есть именно обретение личной свободы, было хуже смерти.
Почему это изгнание из племени - это обретение личной свободы? Нет, с точки зрения совершенно сдвинутого либерала, это, наверное, так, но нельзя же так сверхупрощенно толковать свободу?
И почему Вы привели в качестве примера род или племя? Вот, высадила команда того же Селькирка на необитаемом острове. Воды, еды и пляжей - завались. Полная свобода. Это что, рассматривалась как награда? Сократу предложили на выбор - цикуту или изгнание. Он выбрал цикуту, потому что понятие ценности свободы появилось только через полторы тысячи лет?
Интеллигенция, которую Вы весьма уважаете, говорит о высылке Бердяева и Ко, а также всяких войновичей и солженицыных как о репрессиях и злодеяниях. Изгнание. Страдальцы. А ведь их выперли не из человеческого общества, как в приведенном Вами примере с родом и племенем, а из азиатской деспотии в свободный мир. К чему апеллирует пахучий цветок, завывая о злодеяниях - такому, что оно превышает ценность обретенной свободы?
Сергей Георгиевич, неужели такой пример как опровержение универсальной ценности свободы показался бы Вам убедительным, если бы его выдвинул какой-нибудь Ваш идеологический противник? Честно говоря, не очень верится.
Или это просто способ раскрутить форумян на отклики по этой действительно интересной теме? :)
С уважением