С.Г.Кара-Мурза
Работа В.И.Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма»: современное прочтение.
Совсем недавно, сегодня же несколько часов ранее выложил комментарий к статье "Крах СССР: уроки" : http://www.contr-tv.ru/article/reforms/2003-11-17/krah
, где вторая (2) по значимости причина краха указана: ЗАПРЕТ НА МОДИФИКАЦИЮ старой идеологии:
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/104219.htm
>2. ЗАПРЕТ на МОДИФИКАЦИЮ первосозданной СТРУКТУРЫ (СССР1). Т.е. два (уже ушедших из жизни, и тем самым ОТСТРАННЁННЫХ ОТ РЕАЛИЙ СОВРЕМЕННОСТИ) автора (Маркс и Ленин, марксизм и ленинизм) были единственными возможными источниками (фактически мёртвыми для текущй ситуации) для работ строительства современной идеологии общества и государства.
И вот вечером получаем "современное прочтение" работы Ленина. (курьёз судьбы).
Рождается единственный оправдательный момент современному прочтению - рамки человеческой преемственности в цепи рассуждений. И только.
Должна ли быть преемственность в развитии идеологии? - ДА.
Должны ли мы находясь в СЕГОДНЯшнем мире оперировать позаВЧЕРАшними категориями?? - НЕТ!! Это обрекает нас изначально! в ущербный вариант событий.
Если человеку завязали глаза и вместо вчерашнего путеводного каната поставили забор стоит ли ему уверенно идти во вчерашнем направлении???
Сколько раз ему нужно биться головой об забор, чтобы понять что вчерашняя дорога безбожно УСТАРЕЛА и уж тем более наконец-то понять что пора САМОМУ ИСКАТЬ НОВУЮ ДОРОГУ.
Ну откуда Ленин в начале своего прошлого века мог знать об особенностях "высшей стадии" капитализма?
Где Ленин хотя бы заикнулся о процессе глобализации (формировании планетарного социума)??
>доктрина глобализации и ее идеологическое прикрытие.
- некорректное понятие "идеологическое прикрытие" у глобализации.
Прикрытие может быть у шпионов, государств - КОГО-ЛИБО,
но никак не у НЕОДУШЕВЛЁННОГО ПРОЦЕССА - глобализации.
Например, США под прикрытием глобализации пытаются навязать остальным выгодные только СЕБЕ и ущербные остальным стандарты поведения.
>крах официальной советской идеологии и мирового левого движения в конце ХХ века
- после разгона Интернационала советская идеология и "мировое левое движение" общего ПЕРЕСТАЛИ ИМЕТЬ.
Соединять эти два явления в конце ХХ века тоже некорректно.
>степень адекватности главных моделей марксизма (политэкономия, исторический материализм, роль пролетариата) в анализе развития и кризиса капитализма
- сколько можно спорить о том, что марксизм применим к "капитализму" эпохи Маркса, современная общественная формация коренным образом отличается от прошловекового "марксова" капитализма. Уже давно нет пролетариата в марксовом понимании, изменились весовые категории групп\слоёв общества и качественно трансформировались сами эти группы\слои.
Преемственность - ДА есть и прослеживается, но это не основная модель современного человеческого мироздания, это СЛЕДЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ и только, сколько можно рассматривая следы преемственности ошибочно называть их "основной моделью"?
>Изданный в России летом 1917 г., «Империализм…» уже не мог быть внимательно прочитан и обсужден из-за бурных событий момента..
- прямо как у нас, по иронии судьбы сей "важный" для сегодня труд уже не может быть прочитан..из-за бурных событий момента..
>Он содержит хорошо подобранные и изложенные фактические сведения и аргументы, показывающие утопичность планов встраивания РФ в ядро «глобального капитализма».
- этот аргумент вступит в силу после доказательства тождественности ленинского "капитализма" к "ядру" "глобального капитализма".
Заодно разберём модель ядерного "глобального капитализма" и формированием обычного планетарного общества на стадии формирования.
>Труд ценен тем, что обнаруживает очевидность этой невозможности уже в начале ХХ века, когда возможностей встроиться в ядро капиталистической системы было больше, чем сегодня.
- по теории формирования планетарного общества возможностей ранее было, наоборот, куда меньше, чем сейчас и совершенно логично: завтра этих возможностей будет всё больше и больше.
Незнакомый разобщённый коллектив рано или поздно приходит к единому целому слаженному коллективу, разобщенный мир к единому целому слаженному ПЛАНЕТАРНОМУ ОБЩЕСТВУ.
>В.И.Ленин очень коротко высказал важный методологический тезис, актуальный сегодня. Суть его заключается в том, что развитие капитализма приводит к тому, что замена ряда прежних его форм и институтов становится необратимой, и призывы вернуться к старым добрым формам на деле оказываются реакционной утопией.
- в этом Ленин прав, и тут полностью согласен, кстати до него что-то подобное сказал кто-то: "в одну и туже реку нельзя одновременно зайти два раза" или что-то в этом роде.
В историческом развитии общества это означает неизбежность решения противоречия между "претензиями" (потребностями) меньшинства и потребностями всего социума.
Также, слова Ленина актуальны к попыткам обяснения сегодняшних реалий вчерашними прошловековыми умозаключениями:
> ..призывы вернуться к старым добрым формам на деле оказываются реакционной утопией.