|
От
|
В.Васин
|
|
К
|
В.Васин
|
|
Дата
|
08.03.2001 05:20:00
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Леониду, Хари и Алмару
Для Хари:
В четырехтомном Словаре русского языка (Академии Наук СССР, Института Русского Языка) "нравственность" определяется так:
1.Совокупность норм поведения человека в каком-л. обществе (приводятся примеры, в частности, из работ Белинского и Ленина). Ленин: "Классовая борьба продолжается, и наша задача подчинить все интересы этой борьбе. И мы свою нравственность коммунистическую этой задаче подчиняем".
2.Моральные качества человека.
Там же "мораль" определяется в первую очередь как:
1.Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу; нравственность.
Я это привожу лишь к тому, чтобы указать на бесполезность спора о мелочах: практически это синонимы.
Хари: <Точно так же и демократы ? зла не делали (не имели намерения принести зло)…>
Не делать зла и не иметь намерения делать зло - это не одно и то же. Можно намереваться совершить зло всю жизнь, но так и не сделать этого, а можно особенно и не намереваться, но совершать его часто с легким сердцем. Для окружающих людей и общества в первом случае вреда никакого, во втором случае они страдают.
Хари: <…хотя и многие (не все, безусловно) хотели принести добро себе, но ведь и другим не запрещали?>
Странная добродетель - не запрещать кому-то делать добро себе!
Леонид реагирует на предложенное определение следующим образом:
<Пусть так. Но вот откуда эти нормы взялись ? вот в чем вопрос. И неизменны они или меняются?>
Хотя вопросы "откуда эти нормы взялись" и "неизменны они или меняются" - второстепенные, не имеющие практического значения, я вкратце могу высказать свою точку зрения.
Нравственность (мораль) - продукт человеческого опыта. Она выработалась в процессе эволюции человека методом проб и ошибок, возможно, на основе того же механизма, который заложен в животных и который не позволяет им уничтожать друг друга внутри своего вида. Как писал американский философ Уильям Самнер, "...мораль не может быть интуитивной. Она явление историческое, социальное и эмпирическое... Она пришла к нам из далекого прошлого". Племена и общества всегда нуждались в морали для того, чтобы выживать, функционировать и продолжать развиваться. Английский философ 19?го века Джон Стюарт Милл отмечал, что "...человек в своей жизни руководствуется опытом; этот опыт определяет всю его нравственность, все его благоразумие". Мудрецы прошлого (некоторых из них мы называем пророками), понимавшие необходимость формулирования каких?то правил человеческого общежития, записали их в Библии, Коране и других документах в виде заповедей, таких как "не убей", "не укради" и т.д.
На вопрос "неизменны ли нравственные нормы или меняются" можно сразу же правильно ответить "да, меняются". Но такой ответ никакой ясности в вопрос о нравственности не вносит. Его имеет смысл рассматривать только в заданной "системе координат", то есть, для конкретной эпохи, конкретного общественного уклада, конкретных знаний об окружающем нас мире, конкретного уровня сознания. Я такую систему координат задал: построение разумного и справедливого общества (в частности, в России). И для этого предложил сформулировать общими усилиями универсальное определение понятия "нравственность" и проверить его справедливость на конкретных примерах, взятых из современной российской действительности (политика, экономика, общественные отношения, культура, искусство, воспитание и т.д.).
Разговоры о "вечной морали", о древних обычаях, ритуалах и религиях бессмысленны и бесполезны и не сдвинут нас с мертвой точки. Человечество уже вышло на новый виток, когда начинают просматриваться необратимые процессы в природе и в психике и мышлении людей. Необходимо умерить пылкость художественного воображения и сосредоточить внимание на реальных социальных проблемах.