От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 05.06.2003 15:03:44 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Продолжение-5 (*+)

http://left.ru/2003/14/tarasov90.html

Именно абреки возглавили в Чечне первые повстанческие отряды во время Революции 1917 г. и Гражданской войны. Асланбек Шерипов возглавил отдельную Чеченскую Красную Армию, которая вместе с войсками Терской Советской Республики разгромила в ноябре 1918 г. под Грозным белогвардейцев-бичераховцев, а с приходом Деникина ушла в горы и развернула партизанскую борьбу.Чеченцы считались на Северном Кавказе оплотом Советской власти. В 20-е гг. советское руководство выселяло из северной Чечни антисоветски настроенных казаков и селило на их землях просоветски настроенных чеченцев из горных районов. Вся «новая интеллигенция» Чечни была настроена революционно и просоветски.
Первый удар по благоприятному отношению чеченцев к Советской власти нанесла коллективизация. Как раз против собственно коллективизации чеченцы совершенно не возражали, обобществление земли было ими воспринято с одобрением: по чеченским представлениям, земельные угодья и так являлись коллективной (общинной, тейповой) собственностью. Тем более что сплошь и рядом тозы и колхозы в Чечне складывались по тейповому признаку (это называлось «кубы»). В Чечне были распространены не только тейповые колхозы, но даже тейповые райкомы партии!
Однако коллективизацию скота, птицы и – особенно – садов и огородов (с последующим вывозом полученного продукта неизвестно куда) население горной Чечни восприняло с ужасом: все знали, что в суровых условиях горной зимы это означает смерть. В ответ вспыхнула целая серия стихийных восстаний, крупнейшим из которых было восстание под руководством Шиты Истамулова. Восставшие в целом добились своего: власти пошли на попятный, заключили с повстанцами в 1930 г. официальное соглашение о прекращении боевых действий, пообещали «исправить ошибки» и «прекратить произвол» и не преследовать участников восстания. Однако власть обманула повстанцев: сложившие оружие крестьяне были репрессированы, Ш. Истамулов был застрелен сотрудниками ОГПУ. После этого его брат Хасан Истамулов организовал партизанский отряд, который действовал с 1931 по 1935 г.
Наконец, Чечня была ЕДИНСТВЕННЫМ регионом, где в конце 30-х в ответ на сталинский массовый террор развернулось партизанское движение, которое возглавили юристы Хасан Исраилов и Майрбек Шерипов (брат Асланбека Шерипова). В августе 1937 г. в Чечне была проведена операция по «устранению антисоветских элементов». За ... месяцев республике было арестовано свыше 10 тыс. человек: практически поголовно вся «новая чеченская интеллигенция» – и та, что с восторгом встретила революцию, и та, что сформировалась за годы Советской власти; поголовно все местное руководство чеченского происхождения; подавляющее большинство «красных партизан». 
М. Шерипов и Х. Исраилов не были арестованы по случайности – и оба сделали из происходящих событий одинаковый вывод, а именно, что в СССР произошел государственный переворот, и переворот этот произведен Сталиным. На практике в Чечне развернулось два параллельных восстания (в частности, М. Шерипов контролировал районы Шатоя и Итум-Кале), поскольку программные и идеологические представления Шерипова и Исраилова не вполне совпадали.
Хасан Исраилов было блестящим пропагандистом и писал Сталину открытые письма, в которых обвинял «отца народов» в предательстве идеалов революции, убийстве Ленина, воровстве, фашизме и желании восстановить Российскую империю и стать в ней царем. Сотрудники НКВД впадали в ступор от содержания писем Исраилова и боялись передавать их по начальству. Х. Исраилов даже образовал в занятых его партизанами горных районах Чечни Временное народное революционное правительство Чечено-Ингушетии. М. Шерипов же полагал, что выходом из создавшегося положения может быть только государственная независимость Чечни, и считал нужным дистанцироваться (после нападения Германии на СССР) и от Сталина, и от Гитлера.
Оба восстания были подавлены силами регулярных частей и авиации, разбомбившей мятежные аулы. Уцелевшие партизаны стали абреками, многие из которых умудрялись вести индивидуальную партизанскую войну даже после депортации чеченцев. Последний чеченский абрек – Хасуха Магомадов, ушедший в горы в 1939 г. и состоявший в отряде Х. Исраилова, – вел индивидуальную войну с властью до 1976 г. (!). 28 марта 1976 г. Хасуха Магомадов, 71-летний старик, был застрелен у кладбища села Беной. Он сам выкопал себе могилу, установил рогатку для винтовки (старик был так слаб, что не мог стрелять без подпорки) и сознательно принял бой в окружении, отказавшись сдаться. По официальным данным КГБ, абрек был тяжело болен и настолько истощен, что весил лишь 36 кг. Удивительно, но в ночном бою ему удалось застрелить одного человека.
С традиционной чеченской точки зрения, Хасуха был героем, поскольку воевал как абрек, за идею, а представители власти, убившие его, опозорили себя: всем было очевидно, что старик пришел на кладбище умирать (он даже послал записку брату с просьбой похоронить его), надеясь, что ему дадут умереть своей смертью (по чеченским обычаям, укрывшийся на кладбище преследуемый неприкосновенен).
В сталинистской прессе, оправдывающей, естественно, депортацию чеченцев, наворочена также масса измышлений о Чечне в годы Великой Отечественной войны. Чеченцы, дескать, уклонялись от мобилизации на фронт, массами добровольно сдавались в плен фашистам, поголовно сотрудничали с оккупационными властями и даже подарили Гитлеру белого жеребца.
Между тем, на фронте воевало 40 тыс. чеченцев – и никаких «массовых переходов» на сторону Гитлера не было и не могло быть: нарушение воинской присяги противоречило традиционным представлениям чеченцев о мужском поведении (даже в Афганистане, где чеченцы вынуждены были воевать с единоверцами, не было случая, чтобы чеченец – военнослужащий Советской Армии перешел на сторону врага). 10 тыс. чеченцев ушло в народное ополчение. Дважды в 1942 г. и еще раз в мае 1943 г. в Чечне объявлялся добровольный призыв в Красную Армию – и каждый призыв давал 2 тыс. бойцов. 50 тыс. человек (в основном чеченцев) работало на создании оборонных рубежей Грозного. Чеченцы дали стране 50 Героев Советского Союза.
Более того, достаточно просто посмотреть на карты Великой Отечественной, чтобы установить, что ни с какими фашистскими оккупантами чеченцы сотрудничать не могли, потому что… территория Чечни НИКОГДА НЕ БЫЛА ОККУПИРОВАНА ФАШИСТАМИ (гитлеровцы смогли захватить лишь незначительную часть Ингушетии – Малгобековский район)!
Точно таким же вымыслом сталинской пропаганды, удивительно живучим и много раз тиражировавшимся и после смерти Сталина (в последний раз – Н. Горбачевым в романе, опубликованном в журнале «Москва» в 1989 г.), является легенда о белом коне, якобы подаренном чеченцами Гитлеру. Поскольку Чечня, повторю, оккупирована гитлеровцами не была, чеченцы просто физически не могли ничего преподносить в дар оккупантам. На самом же деле белого скакуна по кличке Шоулох собирался преподнести в дар Гитлеру назначенный оккупантами «верховным правителем Кабарды» Якуб Бештоев. При этом неизвестно, получил ли Гитлер этот подарок – по некоторым данным, местные подпольщики коня отравили. Кстати сказать, именно кабардинцев-то Сталин как раз и не депортировал!
Поэтому депортация чеченцев заведомо не имела никакого отношения к войне, а была МАССОВЫМ НАКАЗАНИЕМ за антисталинское восстание. И депортация эта проводилась вовсе не с целью ликвидации партизанского движения в горной Чечне – к тому времени восстание было подавлено, и, даже по официальным данным НКВД, в горах оставалось не более 335 абреков («политбандитов», по официальной терминологии). Хочу специально указать, что депортация сопровождалась бессудными казнями тех, кто пытался скрыться или отказывался переселяться, а также тех, кто сам не мог идти – стариков и больных (причем их не только расстреливали, но и ТОПИЛИ). К концу февраля 1944 г., когда на перевалах лег снег, что препятствовало вывозу депортируемых из ряда районов горной Чечни, несколько сот человек (по разным источникам, от 300 до 450), жителей села Хайбах и окрестных хуторов, были загнаны в конюшню колхоза им. Л.П. Берия в Хайбахе и СОЖЖЕНЫ ЗАЖИВО. Чем это отличается от Хатыни, Лидице и Орадура? И трудно себе представить, чтобы чеченцы забыли Хайбах. А ведь бойня в Хайбахе НИКОГДА не была официально осуждена, и НИКТО НИКОГДА не принес за это чеченцам извинения…
Если мы не хотим быть шовинистами, как Шовинист.Ру, а напротив, хотим СТРОГОНАУЧНО подходить к чеченскому конфликту, мы должны понимать и учитывать СПЕЦИФИЧНОСТЬ и УНИКАЛЬНОСТЬ чеченской истории, чеченской культуры, чеченской ментальности.
Если мы хотим СТРОГО НАУЧНО подходить к чеченскому вопросу, то мы должны подвергнуть тему ДИАЛЕКТИЧЕСКОМУ и КЛАССОВОМУ анализу и, в частности, ответить самим себе на следующие вопросы:
1)каков характер Чеченской войны, является ли она войной между разными классами и разными социальными системами, и если нет – является ли она войной СПРАВЕДЛИВОЙ, и с чьей стороны (то есть является ли она войной империалистической, колониальной, или национально-освободительной);
2)в чьих интересах ведется война; кому (каким классам и социальным слоям) она выгодна;
3)кто является КЛАССОВЫМ ВРАГОМ трудящихся России (раз уж мы – «Левая РОССИЯ»).
Итак, является ли война в Чечне войной между разными классами или разными социальными системами? Очевидно, нет. В Чечне не существует ни «Коммуны», ни «Чеченской Социалистической Республики» – но и в России ТОЖЕ. Чеченцы не выступают под флагом КЛАССОВОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ от власти капитала – но и российская армия ТОЖЕ.
Далее, является ли война в Чечне со стороны чеченцев империалистической и колониальной? Даже смешно. Всем понятно, что чеченское руководство не ставило и не ставит себе целью захватить Россию, провозгласить у себя в горах Великую Чеченскую империю и превратить Нечерноземье, Поморье, Сибирь и Дальний Восток в свои колонии. А вот со стороны российской власти война как раз носит ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ и КОЛОНИАЛЬНЫЙ характер (как во времена царской России). Российские власти хотят ПРИНУДИТЬ весь чеченский народ жить в составе российского буржуазного государства, притом Чечня неопределенное время должна существовать в качестве НЕРАВНОПРАВНОГО, КОНТРОЛИРУЕМОГО ВООРУЖЕННОЙ СИЛОЙ субъекта федерации (аналогии с Ольстером и Страной Басков просто напрашиваются).
Между тем, чеченцы являются АВТОХТОННЫМ населением Чечни: уже в армянских источниках VII в. сообщалось, что территорию современной Чечни населяет народ «нахчаматьян» (самоназвание чеченцев – НАХЧО). Чеченцы были НАСИЛЬНО – после долгой и кровопролитной Кавказской войны – включены в состав Российской империи. Прославляемый в советских исторических трудах за свободомыслие и близость к декабристам генерал Ермолов покорял Чечню при помощи чудовищных по жестокости, типично колонизаторских методов: вырубал леса, уничтожал скот, сжигал посевы, разрушал до основания аулы и вырезал ПОГОЛОВНО их жителей – а те, которые не мог разрушить, блокировал и дожидался, когда все население умрет от голода. Российская армия, видимо, ПЕРВОЙ В МИРЕ придумала в ходе «замирения» Чечни СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДЕРЕВНИ – население «немирных» районов сгонялось на равнину (или на Черноморское побережье) – и блокировалось армией, после чего оккупанты наблюдали, как «немирные» вымирали от голода и болезней.
Только в 1917–1918 гг. чеченцы получили возможность СОЗНАТЕЛЬНОГО ВЫБОРА – и, естественно, разделились по классовому признаку на сторонников Советов (Чеченская Красная Армия) и противников Советской власти (грозненские нефтепромышленники, горское духовенство, равнинное кулачество и их приспешники). Позже – ни когда Сталин депортировал целый народ, ни когда Хрущев возвращал его на Северный Кавказ – никто НЕ СПРАШИВАЛ мнения чеченского народа. Бюрократ-буржуазное руководство постсоветской России также не спрашивало чеченцев, хотят ли они жить в ТАКОЙ России. Когда оказалось, что в большинстве своем (на тот момент) не хотят, – Чечню решили вернуть силой оружия. Это – ТИПИЧНАЯ империалистическая колониалистская тактика, тактика Британской империи в Малайе и в Кении, Французской колониальной империи в Алжире и Индокитае.
Далее: в чьих интересах ведется война, каким классам (социальным слоям, группам) она выгодна? Ну уж никак не наемным работникам России и Чечни – они от этой войны ничего не получают. Кто же получает прибыль от Чеченской войны? Во-первых, российское политическое, экономическое и военное руководство: в Кремле, Москве и Чечне разворовываются грандиозные государственные деньги – пока идет война, практически невозможно наладить учет и контроль, поэтому российская бюрократ-буржуазия без всякого страха присваивает государственные кредиты (на закупку оружия, на материально-техническое обеспечение войск, на «восстановление Чечни»). Это ЛЕГАЛЬНАЯ КОРМУШКА: сам Путин, придя к власти, публично посетовал, что неизвестно, куда делись 5 млрд долларов, направленных на восстановление Чечни, – и развел руками (дескать, и искать не будем: что с воза упало – то пропало, амнистия!). Разворовываются и перепродаются «налево» и МАТЕРИАЛЬНЫЕЦЕННОСТИ: ГСМ, обмундирование, продукты, медикаменты, наконец, оружие – кто-то же продает чеченским боевикам новейшие, только что с завода, вооружение и боеприпасы. Разворовывается нефть (собственно, война и началась в значительной степени из-за нефти). Наконец, война создает возможность просто ГРАБИТЬ местное население и облагать его незаконными ПОБОРАМИ. Кончится война – исчезнет эта кормушка. Однако всё, что украдено из госбюджета, – украдено из кармана наемных работников, рядовых налогоплательщиков: именно с них государство сдерет деньги (прямо или косвенно) на возмещение расхищенного.
Второй заинтересованной стороной является марионеточное руководство Кадырова. Оно не только разворовывает государственные средства, но и присваивает нефтяные деньги (а также делится ими с Москвой и с армейским руководством – именно поэтому командующий Северо-Кавказским ВО генерал Геннадий Трошев ОТКАЗАЛСЯ – в нарушение всей мыслимой субординации – переходить на должность командующего Сибирским округом: В СИБИРИ НИКТО НЕ СТАЛ БЫ С НИМ ДЕЛИТЬСЯ ДОХОДАМИ ОТ НЕФТИ!).
Наконец, третья заинтересованная сторона: руководство чеченских боевиков, Масхадов, Басаев и др. С прекращением войны они лишатся поддержки международных исламских центров, да и просто их политическое влияние резко упадет, не говоря уже о том, что у многих из них есть кровники.
Итак, в продолжении войны ЭКОНОМИЧЕСКИ, ФИНАНСОВО заинтересованы военно-политические и бизнес-«элиты» как в Москве, так и в Чечне. Но не рядовые труженики России (и Чечни).
Далее: кто является КЛАССОВЫМ ВРАГОМ трудящихся России? То есть кто является их ЭКСПЛУАТАТОРОМ, кто присваивает производящийся ими прибавочный продукт, кто насаждает социальное неравенство, кто ограничивает их в социальных и гражданских правах. Очевидно, не чеченцы. Ни Ельцин, ни Путин, ни Абрамович, ни Потанин, ни Черномырдин, ни Дерипаска, ни Коган, ни Чубайс – и т.д., и т.д., и т.д. – НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЧЕЧЕНЦАМИ. Враг трудящихся России – РОССИЙСКАЯ БЮРОКРАТ-БУРЖУАЗИЯ. Точно так же враг трудящихся Чечни – ЧЕЧЕНСКАЯ БЮРОКРАТ-БУРЖУАЗИЯ. Но и РОССИЙСКАЯ тоже. То есть рядовой чеченец в настоящий момент экономически, социально и политически испытывает ДВОЙНОЙ ГНЕТ: от своих «начальников» и от московских. Свои собирают с него налоги – и за каждый шаг и чих требуют мзду, а потом приходят российская армия и ОМОН – и ОТНИМАЮТ все, что осталось.
За две Чеченские войны в Чечне убито самое меньшее 170 тыс. человек. Из них тех, кто погиб с оружием в руках, – тысяч 17–18 (с обеих сторон). Остальные – мирные жители, жертвы массированных бомбардировок, артобстрелов, «зачисток». Действительно ли в число классовых интересов российских наемных работников входят МАССОВЫЕ УБИЙСТВА по национальному признаку и УНИЧТОЖЕНИЕ промышленного производства и инфраструктуры в Чечне? Сомневаюсь.

(продолжение следует)