|
От
|
Pout
|
|
К
|
ideal
|
|
Дата
|
16.02.2001 18:08:00
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
нет слов...Орел!! так держать!
Именно этот сборник "наиболее трудно достать". Другие-то есть - у меня и у Сысоя. Теперь почин положен. Молодец Дмитрий! Первый блин не комом!
Давайте скоординируем общую работу. Спишемся и всех желающих пригласим.
А.Лебедев, который составлял и комментировал этот сборничек - известный исследователь творчесива Грамши, Чернышнвского, революционных демократов,написал несколько хороших книг и статей. В т.ч. ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ статью о массовой культуре 20 века- в сб."Массовая культура 20 век". Искусство 1973 кажется. ОНА ЦЕЛИКОМ основана на идеях Антонио Грамши, отраженных как раз в этом сборнике, в его статьях по "фольклору"и"массовому искусству"("искусство-приложение").
Эта книга, как и другие связанные с тематикой грамшианы, у меня есть. Может дождется очереди. Неужели вы все ручками набивали?!давайте лучше сканить. Вы в Москве?
Статьи в этом сб-ке в основном относятся к сфере эстетики и в основном не публтковались ранее.
отмечу сразу лакомые кусочечки
=================================
Теоретическое наследие Грамши еще ждет капитального исследования со стороны советских специалистов. Настоящее издание, являющееся как бы дополнение к вышедшему ранее на русском языке трехтомнику избранных произведений Грамши, имеет своей целью привлечение внимания советского читателя к идеям пламенного идеолога марксизма.
из введения
social.by.ru/b0010001.htm
...
следует учесть и еще одно обстоятельство, игнорирование которого явилось бы, без сомнения, ошибкой принципиального характера. Дело в том, что эстетические, философские и иные воззрения Грамши нельзя рассматривать в отрыве от общей философской и эстетической концепции марксизма. Сосредоточивая свое внимание на отдельных проблемах, Грамши в решении этих проблем всегда опирался на определенную традицию марксистской философии; система его взглядов должна быть и может быть понята лишь как часть общей марксисткой концепции, как ее продолжение и дополнение, но не изолировано, не "из самой себя".
...
Не случайно, конечно, Грамши писал в своих "Тюремных тетрадях", что "в известном отношении против некоторых тенденций философии практики (как раз, подчеркивает Грамши, самых вульгарных и потому наиболее распространенных) следовало бы обратить такую же критику (или тот же тип критики), которой современный историзм подверг старый критический метод и старую философию".
Не случайно Грамши с такой настороженностью относится к успехам той "разновидности догматического мистицизма", которая в его время получила столь значительное распространение в итальянском рабочем движении. В условиях итальянской действительности той поры успех борьбы с "догматическим мистицизмом" в рабочем движении во многом определял судьбу коммунистического движения в стране, судьбу нации в целом. Дело в том, что после ликвидации революционной ситуации начала века в руководство Итальянской компартии, только что начинавшей тогда свое существование, проникли сектанты и догматики, объективно содействовавшие проводимой ими авантюристской политикой вовлечению страны в фашистскую катастрофу. Размышляли над происшедшим, Грамши скоро понял то, что не понимала тогда итальянская буржуазия и что долго еще не мог понять пролетариат Италии. Он понял и оценил социальную сущность такого явления, как "бордигианство", смысл деятельности вождя этого своеобразного "течения" в пролетарском движении Амадео Бордига - инженера из Неаполя, человека, сумевшего свою "верность" идеям коммунизма, "продолженную до бесконечности", обратить в измену коммунизму и народу.
...
Все усиливавшийся интерес Грамши к проблемам и задачам убеждения выражает четы кардинально иного направления в коммунистическом движении, ибо вообще, как писал Грамши, "отличительным критерием какой-либо партии служит характер ее деятельности; если партия является прогрессивной, она выполняет эту функцию "демократически" (следуя демократическому центризму); если партия является регрессивной, она выполняет функцию "бюрократически" (следуя бюрократическому централизму). Во втором случае партия представляет собой простого нерассуждающего исполнителя… ее название… представляет собой простую метафору, носящую мифологический характер".
...
==================
( в конце там статейки по"фольклору"НБ)
...
Между тем изучать фольклор следовало бы как мировосприятие - в основном невысказанное, "подразумеваемое", относящееся к определенным слоям общества (определенным "во времени и пространстве"). Это мировосприятие противостоит (также главным образом неосознанно, объективно) "официальному" мировоззрению (или - в более широком смысле - мировоззрению культурных слоев исторически определенных обществ), претерпевающему последовательную эволюцию в процессе исторического развития. (Отсюда тесная связь между фольклором и "здравым смыслом", который и есть "философский фольклор".)
Это мировосприятие является неразработанным и бессистемным, ибо народ (то есть совокупность подчиненных и трудящихся классов всех существовавших до сих пор общественных формаций) по своей природе не может иметь мировоззрения разработанного, систематизированного, политически организованного и "централизованного" (в своем многообразном, хотя в противоречивом развитии). Многообразие народного мировосприятия следует понимать не только как результат различия и сочленения, но также и в смысле многослойности - от более примитивного к менее примитивному уровню. Может быть, следовало бы назвать это мировосприятие просто неудобоваримым конгломератом из обломков всех мировоззрений и мировосприятий, следовавших друг за другом в процессе исторического развития. Для большинства из них, правда только в фольклоре, находится документальный прообраз (искаженный, изуродованный впоследствии).
social.by.ru/b0010052.htm
=====
...
"Национальная мораль" - это определенная совокупность правил практического поведения и нравов, возникших на основе этих правил или, наоборот, послуживших для них основанием. Эта мораль, как и предрассудки, тесно связана с истинными религиозными верованиями. Здесь существуют императивы, значительно более сильные, устойчивые и действенные, нежели императивы официальной морали. Но и в этой сфере надо распознавать различные пласты: окаменевшие, которые отражают условия прошлой жизни (а потому они консервативны, реакционны), и пласты, содержащие ряд новых элементов, часто созидательных и прогрессивных, то есть пласты, возникшие стихийно из форм и условий развивающейся жизни, противостоящие мораль высших слоев или только отличающиеся от нее.
...
Воспитательная функция государства - которая выражается не только в общей политической деятельности, но главным образом в руководстве школой - не может развиваться на пустом месте, не имея никаких исходных позиций. В действительности она развивается в соревновании и в противоречии с другими тайными и явными концепциями, в числе которых не последнее место занимает фольклор, и его надлежит преодолеть.
Таким образом, "знать фольклор" означает для преподавателя знать, какие концепции мира и жизни содействуют фактически интеллектуальному и моральному формированию молодого поколения, - с целью искоренения этих концепций и замены их другими, которые признаны концепциями более высокого уровня. В самом деле, начиная с обучения в начальных школах и кончая… кафедрами сельского хозяйства, фольклор систематически подвергался "разгрому", и его преподавание учителям должно было бы еще более усилить эту систематическую разрушительную работу.
Конечно, для достижения этой цели требуется не только углубление и расширение исследований фольклористов, но также изменение их сущности. Фольклор должен восприниматься не как нечто эксцентричное, странное, не как "живописный" элемент, а как явление серьезное, требующее к себе соответствующего отношения. Только при таких условиях его преподавание будет эффективным и действительно заложит основы для зарождения новой культуры широких народных масс, уничтожая разрыв между современной культурой и культурой народной, или фольклором. Такого рода деятельность, направленная ан глубокую разработку этой проблемы, соответствовала бы в интеллектуальном плане тому, чем была Реформация в протестантских странах.
...
Уместно напомнить о тесной связи существующей между католической религией (в том виде, как она всегда понималась широкими народными массами) и "бессмертными принципами" 1789 года. Эту связь допускают сами руководители высшего духовенства, утверждая, что Французская революция была "ересью" или что от нее пошла новая ересь, и признавая тем самым, что в те времена произошел раскол в воззрениях. Впрочем, только таким образом и можно разъяснить с точки зрения религии историю Французской революции. Иначе как объяснишь массовое участие в революции народа - глубоко религиозного и приверженного к католицизму, - как объяснишь его солидарность с новыми идеями, а также с революционной и антиклерикальной политикой якобинцев?!
Если рассматривать вопрос в плане истории идей, то можно сказать, что над религией взяли верх не принципы Французской революции (ибо они относятся к той же самой духовной сфере), но принципы, исторически стоящие еще выше последних, поскольку они выражают новые и более высокие требования и обусловлены реальным соотношением борющихся сил.
social.by.ru/b0010053.htm
=========================