|
От
|
Pout
|
|
К
|
WLD
|
|
Дата
|
22.03.2003 16:07:59
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Re: Творческое наследие...
WLD сообщил в новостях следующее:90141@kmf...
> О книге Б.Ф.Поршнева.
там не одна работа "Вопросы палеопсихологии" , а вся собраная до кучи
концепция
обозревается, в работе Вите. Приведены короткие цитаты их нескольких
разделов этого обзора. Разделов там десяток, по увязанным воедино
направлениям. Обзор в копилке. Поршнев - профессиональный историк
феодального периода.Такое впечатление, что Вы текст первого сообщения
просмотрели невнимательно.
> Не надо обольщаться тем, что в сочинениях Б.Ф.Поршнева нам откроются
необыкновен-ные истины, раскрывающие глаза на нынешние процессы в
общественном сознании..
прямо по Бурдье (он такие "псевдо-подоплеки" любит анализировать). Раз
размещается работа,то отсюда следует, что на автора
уповают в надежде указать миру его единственно верную теорию, каким он
должен быть, и уповают на открытие глаз этим автором. Опять-таки
невнимательно
читали. Обольщаются красивыми стихами или девушками, а хорошие работы
(постановочные -Поршнев ставил для своего времени авангардные
задачи,которые были недооценены) порой читают для
того чтобы путем"трения" о них возникали свои соображения и схемы
действий. Это тот случай.
>Поршнев занимался проблемой антропогенеза и возникновения
человеческого общества.
Не только.Прочитайте биографию и библиографию его работ в обзоре Вите
Вот как пишет о нем представитель питерской щколы "исторической
психологии".
(правда,ритуально ругая как раз "за Ленина", которого-де унего
"слишком много")
---------
В 30-50-е годы советской власти, когда историческая психология была
объявлена буржуазной наукой со всеми вытекающими отсюда последствиями,
этой теме посвящались исследования, но в них наши термины не
употреблялись. Один из этих трудов принадлежит перу ленинградского
историка Бориса Александровича Романова - <Люди и нравы Древней Руси>.
Это было в конце 40-х годов, в то время нашу науку не очень-то
интересовали душевные переживания средневековых людей, не очень
интересовало и их поведение. В это время мы, историки, были заняты, в
основном, разработкой <классовой> истории России. Но ряд отраслей
исторического знания были забыты по тем или иным причинам, в том числе и
социальная, и историческая психология. Только в 60-80-е годы появляются
работы такого характера. Здесь первопроходцем является Борис Федорович
Поршнев. Им написана книга о начале человеческой истории. В ней он
исследует историю с точки зрения зарождения сознания. Наряду с этим у
него есть работа, посвященная сугубо теоретическим историческим
проблемам, - <Феодализм и народные массы>. И для историков, и для
психологов одновременно он важен своей работой в области социальной
психологии, причем с уклоном в историю, в древность, хотя тогда он не
избежал соблазна и полкниги <Социальная психология и история> посвятил
теме <Ленин и психология народных масс>.
http://www.spbumag.nw.ru/2000/13/10.html
-----------
>Суггестия . особый объект его внимания. Суггестия предполагает общение,
отсюда внимание к психическим процессам в сообществе (коллективное
внушение и т.п.). Само по себе внимание к психи-ческим процессам как
фактору эволюции . бесспорно положительная сторона в творчест-ве этого
антрополога. Но на сегодня должны быть более зрелые материалы по
психологии массового поведения. Конечно, есть глубинные
(биопсихологические) основания для суг-гестии на животном уровне. Но они
не содержат ничего <лишнего> и ограничены задача-ми поведенческого
животного уровня. У человека же все поведение так или иначе
про-ецируется на мир через сферу сознания, через то или иное (быть может
ложно, превра-щенное и т.п.) осмысление поведения. Внушение на
социальном уровне, воздействие на социальное поведение через суггестию
требует особых мер по отключению сознания (хо-тя бы временному).
Не-сознание не обзательно био-. Cоотвественно суггестия бывает разная.
"Коллективное бессознательное"(жаргонный термин) тоже"очеловечено",
социально по генезису и
натуре(об этом как раз много у Поршева - как и почему. А дальше намечена
отсылка к совр.концепции "праксиса" у Бурдье.). Подход к структурам не
охватываемым ясным светом сознания может быть разным,не обязательно
ортодоксально-фрейдистским. хотя и там есть здравые идеи,но поглощенные
единой и невреной психоаналитической парадигмой. Фрейд например отлично
исследовал остроумие как своеобразное окно , сквозь которое порой
прорываются "бессознательные" мыслительные алгоритмы. Сюжет об остроумии
тут обсуждался в дискуссии о юморе. Некторые работы давних"классиков" не
потеряли значения. Так же не потеряли значения и многие разработки и
наметки Поршнева,чему свидетельство - живой интерес к нему в
культурологии(о нем пишет Вите) и прикладных дисциплинах вроде"пиара".
Об этом был разговор раньше,постинг в начел отсылает к работам
Черепановой, как пример. И не только она (вон и истрические
психологи)актвино использует подходы
Поршнева , в современных, прагматических методиках. Она практик, и таких
много. Общие абстрактные "чистые"концепции по нынешним временам не
котируются, если не выходят и не работают в "нечистой" общественной
практике.
Представление о том что можно конкурировать с достаточно мощными и
оснащенными"танками" армиями совр.социологии с помощью абстрактно-общих
построений, неверно. По крайней мере нужно сравнимое по
инструменатальной проработке "противотанковое"вооружение
Тема,сами говорите, широкая, обширный фронт, общая цель - овладение
поведением и его функциями. Причем во всем многообразии, и "лечением
сознания", но не только. Мне по ходу разборов скорей интересней "тело".
"То, к чему способно тело,еще никто не определил" - это эпиграф из
завершающего аккорда "Этики"Спинозы у Выготского, постоянный рефрен у
"этой"линии. Мало "этому" внимания по ходу наук уделяли. Не блаародное
занятие-де. Значит, "Это" (что упоминалось)тоже надо. Лингвисты вроде
Черепановойзанимаются своим предметом и языковой суггестией (но не
только), потому как она "владеет предметом" - ее тожно можно
интегрировать. Русские бурдьеристы вот , в отличие от мэтра, послабей и
порой неточно владеют тонкостями "языка теории", и это сказывается с
самого начала, я уже упоминал тут рядом."Зато" это язык науки, а не
прикладной магии, как у Черепановой. "Зато" там есть "квантификация",
измерение в числах и прочие прелести научного подхода.
>полагаю, что это использование ограниченное, дело в том. что в
человеческом сообществе многие подсознательные мотивации поведения
органически включены в социальных контекст и работаю на социальное
поведение. Впрочем. Тема слишком широкая "
>
Конечно,об этом и речь. Поэтому и разбирался подход прикладников ,
той же
И.Черепановой
У Вите, впрочем,и по ссылке селфа продвинуты и дальнейшие
ходы(контр-суггестия и контр-контрсуггестия как задача в борьбе
общественных институций, движений за"изменение поведения"). То есть
делянка
"пиарщиками" вглубь еще не пропахано
В отличие от основанных на уже более фундаментальной
социологической
теории бурдьеристов,которые "пропахивают" охватней. Там прицел сдвинут
на "тело", "практические схемы" , "логики практики" , там вообще даже не
выделяется как система"бессознательное", это не требуется. Опять же
схемы
вне-сознательные, но уже не только "словесные", как у пиарщиков (слово
"логика" не должно сбивать с толку, в этих словосочетаниях бурдьеристов
оно наполняется широким смыслом - у каждого поля своя логика).
(повтор)
К анализу суггестивных процессов обращаются многие исследователи.
Но настоящая проблема заключается в синтезе суггестии. А поскольку
"пророков в своем Отечестве" по традиции нет, российские политтехнологи
ориентированы исключительно на западные технологии, особенно "грязные"
(См.: Лукашев, Пониделко, 2001, с. 71-72; Борисов, 2001, с. 378).
Однако и американские специалисты, в свою очередь, высказывают сомнения
в эффективности применяемых или пропагандируемых методов воздействия на
подсознание (в том числе легендарного 25-го кадра) (Зимбардо, Ляйппе,
2000).
И все же, независимо от позитивного или негативного отношения
"пиарщиков", суггестия необходимо присутствует в повседневном
человеческом общении. Но может быть выделена и как особый тип
коммуникации.
....
Сегодня мы имеем и возможность "пощупать" эту незримую материю,
исследовать "психический микроб" - латентное воздействие текста.
...
Важной особенностью суггестии как сущности наряду с главенствующей ролью
языка, является ее непосредственная связь с областью бессознательного.
Проблема бессознательной (неосознаваемой) психической деятельности
своими историческими корнями уходит к началу психоло-гии и философии. На
Западе изучение бессознательного привело к созданию глубинной психологии
и психоанализа (Фрейд, 1989), тран-сактному анализу (Берн, 1988),
трансперсональной психологии (Ф.Капра) и др.
Связь Слова, Действия и результирующего эффекта этой связи взяли на
вооружение в первую очередь практики и теоретики гипноза, "магнетизма",
рефлекторного внушения
...
внушение (СУГГЕСТИЯ) есть не что иное, как подача информации,
воспринимаемой адресатом без критической оценки, латентное (скрытое)
воздействие на человека, оказывающее влияние на течение
нервно-психических процессов. Путем внушения могут вызываться ощущения,
представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения без
активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.
При этом форма суггестивного раздражителя (слово, вербальное
произведение дискурсионного характера) дипластична: она "определяет",
что незачем внушать человеку то действие или представление, которое
способны породить его собственные ощущения и импульсы. Более того, чтобы
временно парализовать эти ощущения и импульсы, внушающий фактор должен
лежать вне норм и механизмов конкретной сигнальной системы, "рожденной
как система принуждения между индивидами: чего не делать, а что делать"
(Поршнев, 1974, с. 450-451).
Дипластичность формы суггестивного раздражителя является, по Б.Ф.
Поршневу, выражением исходных для человека социальных отношений "мы -
они". Более того, у истоков второй сигнальной системы лежит не обмен
информацией, т.е. не сообщение чего-либо от одного человека к другому, а
особый род влияния одного индивида на действия другого - особое
суггестивное общение еще до прибавки к нему функции сообщения.
Суггестор действует в соответствии со своей прагматической установкой,
воздействуя на изменение "целостной установки личности" объекта внушения
....
Установку можно закрепить (легкая задача), создать (задача средней
трудности) и изменить (трудная задача). В случае суггестии речь идет,
прежде всего, об изменении установок общества или личности, так как
"суггестия добивается от индивида действия, которого не требует от него
совокупность его интеро-рецепторов, экстеро-рецепторов и
проприо-рецепторов. Суггестия должна отменить стимулы, исходящие от них
всех, чтобы расчистить себе дорогу. Следователь-но, суггестия есть
побуждение к реакции, противоречащей, противо-положной рефлекторному
поведению отдельного организма. Ведь нелепо "внушать" что-либо, что
организм и без этого стремится выполнить по велению внешних и внутренних
раздражителей, по необходимому ме-ханизму своей индивидуальной нервной
деятельности. Незачем внушать и то, что все равно и без этого
произойдет. Можно внушать лишь противоборствующее с импульсами первой
сигнальной системы" (Поршнев, 1974, с. 199).
Иными словами, конечной целью любого субъекта влияния является
коррекция, изменение поведения объекта этого влияния через воздействие
на мир личностных смыслов. "Вербовщики различных культовых организаций
хотят, чтобы новообращенные жили, работали и молились в изолированном
мирке секты или общины, а также тратили свои деньги и свое время на
церковные нужды. Доктор Кинг стремился к тому, чтобы черные и белые
жители Америки принимали участие в маршах протеста против насилия,
отдавали свои голоса в защиту его идей, а также проявляли терпимость по
отношению к представителям других рас. Производители сигарет тратят
миллиарды на рекламу и маркетинговые исследования, пытаясь добиться
того, чтобы потребители начали либо продолжили курить сигареты именно их
марки. Изменение поведения - самое подходящее название для всех игр,
связанных с влиянием" (Зимбардо, 2000, с. 44).
...
здесь вполне закономерен вопрос: каковы резервы языковой суггестии
....
=======
постинг
Date: Sat, 25 Jan 2003 21:32:02 +0300
"Технологии создания светлого мифа используют поршневские идеи"
(в нем фамилия автора следует читать как "Черепанова"
Сайт с ее разработками есть в сети
vedium.narod.ru