От Ф. Александер Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 26.02.2003 17:09:01 Найти в дереве
Рубрики История; Идеология; Культура; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Западничество, как форма тирании

Довольно хорошо известно, что западничеством, то есть идеями об уподоблении России странам Запада в тех или иных аспектах страдают либо носители власти, либо люди (и круги) приближенные к ней. Не очень понятно, как обстояло дело в допетровскую эпоху, но начиная с Петра I, все правители России - явные западники, так сказать, евроцентристы. В наше время идеями западничества охвачена как власть, так и поддерживающая ее интеллигенция. Кроме того очевидно, что за всю историю народ России никогда не поддерживал западничество. На всех этапах истории оно было для народа только источником страданий. Единственный период явного ослабления западничества власти - это поздний СССР... Это наводит на интересные мысли.

Заметим, что подобного явления не наблюдается ни на Западе, ни на Востоке от России. Следовательно, признание властью приоритета чужой культуры и стремление навязать ее народу при его сопротивлении - часть нашей собственной традиции государственности, общих свойств нашего народа.

Государственная власть немыслима без той или иной формы тирании, насилия. И какими же средствами тирании располагает русское государство? По сравнению с Западом и Востоком - крайне скудными. На Западе мы имеем цивилизацию стяжателей, что предопределяет экономическую тиранию, экономические средства управления обществом. Тот налог сделать полегче, тут прижать деньгой - вот народишко и присмирел. На Востоке мы имеем цивилизацию с громадным опытом государственности и гражданской дисциплины. В Китае достаточно просто приказать. Народ страшиться последствий ослушания, ибо знает их наперед из исторического опыта.

Русский же человек с одной стороны явный бессеребренник, не будет он писать кипятком от радости, покупая шмотку за 99.99 баксов, что сэкономил целый цент. Да подавись ты, не нужен мне твой цент, раз я стольник трачу! С другой стороны, дисциплинка тоже не на высоте, и с исторической памятью туговато. Зато, говорят, мы очень духовны.

Вот и давит русский народ власть чуждой духовностью, нет у русского за душой ничего, кроме осознания того, что он русский. Вот чего мы боимся - стать чужими самим себе, утерять свою и без того несколько размытую национальную самоидентификацию.

Так что западничество или заимствование иной культуры всегда будет присуще русскому государству. Потому что это властный ресурс. Между государством и народом постоянно идет торг. Табак курить согласен, а в лютеране - шиш. На, забери последний грош, но на веру не покушайся.

Разумеется, постоянно находясь под прессингом насаждения чужой культуры, народ постепенно адаптирует себя к этой культуре. В той мере, которая позволяет не терять национальную идентичность. Процесс это медленный, но верный. Уже 100 лет назад русская культура чисто внешне была во-многом подобна западной, особенно в городах. Но это означает, что ресурс западничества постепенно вырабатывается. Приняты и впитаны табак и немецкое платье, фрегаты и фабрики, университеты и проспекты. Ныне во всей внешней атрибутике русский практически идентичен западному человеку, при том, что в допетровскую эпоху разница была как между французами и китайцами. Где-то, значит, есть предел. Дальнейшее западничество означает насаждение уже не внешней атрибутики и быта, а культурных основ. Именно такое давление и ощущает на себе русский народ с начала 20-го века.

Лишь в позднем СССР власть ослабила натиск западного образа жизни на народ. И немедленно пошатнулось государство. Народ перестал его боятся, перестал ощущать постоянный страх перед переиначиванием, перед превращением в немца. Вот все удивляются, на чем держится новая власть! А она держится на старом добром западничестве. Власть держит в своих руках темпы вестернизиции, в ее воле дать русскому еще немного побыть русским.

Предлагаю обсудить идею вестернизации, как ресурса власти в России.