От Ф. Александер
К All
Дата 26.02.2003 17:09:01
Рубрики История; Идеология; Культура; Теоремы, доктрины;

Западничество, как форма тирании

Довольно хорошо известно, что западничеством, то есть идеями об уподоблении России странам Запада в тех или иных аспектах страдают либо носители власти, либо люди (и круги) приближенные к ней. Не очень понятно, как обстояло дело в допетровскую эпоху, но начиная с Петра I, все правители России - явные западники, так сказать, евроцентристы. В наше время идеями западничества охвачена как власть, так и поддерживающая ее интеллигенция. Кроме того очевидно, что за всю историю народ России никогда не поддерживал западничество. На всех этапах истории оно было для народа только источником страданий. Единственный период явного ослабления западничества власти - это поздний СССР... Это наводит на интересные мысли.

Заметим, что подобного явления не наблюдается ни на Западе, ни на Востоке от России. Следовательно, признание властью приоритета чужой культуры и стремление навязать ее народу при его сопротивлении - часть нашей собственной традиции государственности, общих свойств нашего народа.

Государственная власть немыслима без той или иной формы тирании, насилия. И какими же средствами тирании располагает русское государство? По сравнению с Западом и Востоком - крайне скудными. На Западе мы имеем цивилизацию стяжателей, что предопределяет экономическую тиранию, экономические средства управления обществом. Тот налог сделать полегче, тут прижать деньгой - вот народишко и присмирел. На Востоке мы имеем цивилизацию с громадным опытом государственности и гражданской дисциплины. В Китае достаточно просто приказать. Народ страшиться последствий ослушания, ибо знает их наперед из исторического опыта.

Русский же человек с одной стороны явный бессеребренник, не будет он писать кипятком от радости, покупая шмотку за 99.99 баксов, что сэкономил целый цент. Да подавись ты, не нужен мне твой цент, раз я стольник трачу! С другой стороны, дисциплинка тоже не на высоте, и с исторической памятью туговато. Зато, говорят, мы очень духовны.

Вот и давит русский народ власть чуждой духовностью, нет у русского за душой ничего, кроме осознания того, что он русский. Вот чего мы боимся - стать чужими самим себе, утерять свою и без того несколько размытую национальную самоидентификацию.

Так что западничество или заимствование иной культуры всегда будет присуще русскому государству. Потому что это властный ресурс. Между государством и народом постоянно идет торг. Табак курить согласен, а в лютеране - шиш. На, забери последний грош, но на веру не покушайся.

Разумеется, постоянно находясь под прессингом насаждения чужой культуры, народ постепенно адаптирует себя к этой культуре. В той мере, которая позволяет не терять национальную идентичность. Процесс это медленный, но верный. Уже 100 лет назад русская культура чисто внешне была во-многом подобна западной, особенно в городах. Но это означает, что ресурс западничества постепенно вырабатывается. Приняты и впитаны табак и немецкое платье, фрегаты и фабрики, университеты и проспекты. Ныне во всей внешней атрибутике русский практически идентичен западному человеку, при том, что в допетровскую эпоху разница была как между французами и китайцами. Где-то, значит, есть предел. Дальнейшее западничество означает насаждение уже не внешней атрибутики и быта, а культурных основ. Именно такое давление и ощущает на себе русский народ с начала 20-го века.

Лишь в позднем СССР власть ослабила натиск западного образа жизни на народ. И немедленно пошатнулось государство. Народ перестал его боятся, перестал ощущать постоянный страх перед переиначиванием, перед превращением в немца. Вот все удивляются, на чем держится новая власть! А она держится на старом добром западничестве. Власть держит в своих руках темпы вестернизиции, в ее воле дать русскому еще немного побыть русским.

Предлагаю обсудить идею вестернизации, как ресурса власти в России.

От I~Roudnev
К Ф. Александер (26.02.2003 17:09:01)
Дата 27.02.2003 10:46:47

Западничество как ложь для обывателя

>Предлагаю обсудить идею вестернизации, как ресурса власти в России.
Любое общество стремится жить богато, сытно и лениво. Так рождается обыватель, так он становится массовым. Его невозможно "выкорчевать", его можно лишь "обмануть" или "заставить", чем и занимается власть. Цели власти обывателю непонятны, а власть не стремится "поговорить" с обывателем. Так происходит "быдлизация", даже на фоне огромного кол-ва библиотек (из которых предприимчивые граждане умыкнули часть фонда, а другие, кроме журнала "Крокодил", ничего не читали), красивых картинок в телевизоре про русский космос и балет.
Идея вестернизации, как впрочем любая идея, исходящая и поддерживаемая сверху - это ложь для обывателя, прикрытие для каких то действий власти. Разбирать надо не эти идеи, суть которых примитивна (ибо рассчитана на обывателя), а то, ЧТО они прикрывают. И чем обильней пропаганда, тем страшнее истинная причина, прикрываемая пропагандой.
Коммунизм (а тем более научный) прикрывал капиталистическую сущность народного хозяйства СССР, сегодняшняя вестернизация - равнодушие бывшей партийной массы и бывшего обывателя к будущему бывшей страны.

Вот истинный ресурс власти - ОБЫВАТЕЛЬ. Его необходимо растить, холить и лелеять, читать на ночь сказки, кормить 3 раза в день, а по праздникам - обильные обеды, застольные беседы. Пусть брешет на своей кухне, главное, не мешает и официально одобряет.
Вестернизация сегодня - это сказка для нарождающегося нового обывателя, нового "быдла", но уже на фоне разрушенных заводов и фабрик, бомжей, нищеты, немыслимой коррупции, политического идиотизма и изящной косметической социальной политики. Кто то это принимает как норму, кто то продолжает брехать на кухнях, пребывая в вечной оппозиции официозу, кто то тихо подыхает, замерзая, голодуя, бомжуя и нищенствуя. НО НИКТО НЕ ПРОТЕСТУЕТ, что только и нужно нашей дорогой власти. Но не протестует не потому, что "обана, к вам пришла вестернизация", а потому что наш обыватель не протестует.
Так что беда наша - не в тупорылой агрессивной, мечтающей уничтожить несчатсный русский народ, власти, а в жадном, циничном, равнодушном обывателе, буде он нищим или принцем. "История города Глупова" продолжается.

С уважением, И.Руднев

От Ф. Александер
К I~Roudnev (27.02.2003 10:46:47)
Дата 27.02.2003 11:42:36

Какая же это ложь?

Вестернизация - реальный процесс, который идет в нашей стране столетия. Очевидно, что у него два полюса - власть и народ. Есть ясная тенденция - власть насаждает западный образ жизни, народ оказывает сопротивление. Принято это объснять неким "комплексом неполноценности" носителей власти (чего не может быть на протяжении стольких эпох и принципиально разных государственных систем). Я же предполагаю, что свойства государственной власти вытекают из свойств народа, образующего государство. А западничество - это именно постоянное свойство российской власти. Следовательно, причины вестернизирующего давления на народ следует искать в свойствах народа, что я и пытаюсь сделать.

От I~Roudnev
К Ф. Александер (27.02.2003 11:42:36)
Дата 27.02.2003 13:11:25

обыкновенная:-)

>Есть ясная тенденция - власть насаждает западный образ жизни, народ оказывает сопротивление.
Один факт - случайность, два факта - тенденция, три и более - закономерность. Приведите хотя бы два факта насильственного принуждения НАРОДНОЙ МАССЫ к западному образу жизни.

>Я же предполагаю, что свойства государственной власти вытекают из свойств народа, образующего государство.
Государство образует не народ, а правящий класс для защиты себя от этого самого народа. И качество государственной власти, т. е. чиновника, определяется качеством правящего класса, т. е. кормящим его барином.
Вот реальная связка, "народ" тут ни при чем. Ежели барин задумал силой "вестернизировать" деревню (правда, не пойму ЗАЧЕМ и КАК), дурак этот барин - спалят его усадьбу и его самого вместе с ней.

Если Вы это имели в виду, то, вот, предлагаю исходя из Ваших тезисов следующую художественную картину-аллегорию - к Вам в дом вламывается "брателло сотоварищи", наставляет дуло в глаз и предлагает выбросить старую советскую стенку и заменить на модную итальянскую, тоже с кухней, туалетом и пр., в противном случае, пристрелит как последнего "совка", а потом и себя, потому как увидев вашу "совковость", понял, что сам неисправимый "совок". Итак, что скажете?

С уважением, И.Руднев

От Ф. Александер
К I~Roudnev (27.02.2003 13:11:25)
Дата 27.02.2003 14:02:51

Поясняю

>Один факт - случайность, два факта - тенденция, три и более - закономерность. Приведите хотя бы два факта насильственного принуждения НАРОДНОЙ МАССЫ к западному образу жизни.

Наиболее очевидные примеры - это реформы Петра I, отмена крепостного права, революция, современные нам реформы. Это те случаи, когда вестернизация затрагивала народные массы непосредственно.

>Государство образует не народ, а правящий класс для защиты себя от этого самого народа. И качество государственной власти, т. е. чиновника, определяется качеством правящего класса, т. е. кормящим его барином.
>Вот реальная связка, "народ" тут ни при чем. Ежели барин задумал силой "вестернизировать" деревню (правда, не пойму ЗАЧЕМ и КАК), дурак этот барин - спалят его усадьбу и его самого вместе с ней.

Правящий класс - это все-таки часть народа, он к нам не с Марса прилетел. Я предлагаю вам посмотреть на государство, как на форму существования народа и его культуры. С этой точки зрения, устройство власти - следствие свойств народа и особенностей его культуры.

>Если Вы это имели в виду, то, вот, предлагаю исходя из Ваших тезисов следующую художественную картину-аллегорию - к Вам в дом вламывается "брателло сотоварищи", наставляет дуло в глаз и предлагает выбросить старую советскую стенку и заменить на модную итальянскую, тоже с кухней, туалетом и пр., в противном случае, пристрелит как последнего "совка", а потом и себя, потому как увидев вашу "совковость", понял, что сам неисправимый "совок". Итак, что скажете?

Небогатая у вас аллегория. Старая советская стенка относится к той же западной культуре, что и новая итальянская. В таком требовании никакой насильственной вестернизации не происходит. Вот когда власть требует выбросить иконы и повесить на их место портрет Маркса - это как раз вестернизация.


От I~Roudnev
К Ф. Александер (27.02.2003 14:02:51)
Дата 27.02.2003 17:25:33

И я попробую...

>Наиболее очевидные примеры - это реформы Петра I, отмена крепостного права, революция, современные нам реформы. Это те случаи, когда вестернизация затрагивала народные массы непосредственно.
Ваши примеры - это примеры "модернизации", но не "вестернизации". "Вестернизация" - это копирование западных институтов и отношений другим обществом. Ничего подобного западному в России никогда не существовало и не могло существовать - климат другой:))

>Правящий класс - это все-таки часть народа, он к нам не с Марса прилетел. Я предлагаю вам посмотреть на государство, как на форму существования народа и его культуры. С этой точки зрения, устройство власти - следствие свойств народа и особенностей его культуры.
ну, допустим, Вы правы, и что? Пусть власть - "плоть от плоти" народа. Народ пьет водку, а власть периодически либо наживается на этом, либо бьет его по голове, а чаще и то и другое вместе. Крестьянин хочет землю, а власть не дает, потому как "пропьет", негодяй. Предприниматель хочет "жить по закону", а власть хочет "жить по понятиям" и плевать ей на эти законы. Так вот, от красивых интеллигентских идей приходим к типичной бытовухе, причина которой, мне кажется, в том, что власть никак не может найти формулу разумного компромисса между патернализмом (когда нельзя плевать на народ, его нужды, надо "любить, просвещать, хранять и заботиться о здоровье") и социал-дарвинизмом (плевать на этот народ с его "пьянством, распутством, бездарностью и невежеством", хотим жить как на Западе живут властьимущие).

>Небогатая у вас аллегория. Старая советская стенка относится к той же западной культуре, что и новая итальянская. В таком требовании никакой насильственной вестернизации не происходит. Вот когда власть требует выбросить иконы и повесить на их место портрет Маркса - это как раз вестернизация.
Уж какая есть - бытовая, а не высокоидейная. А власть никого не заставляла выбрасывать иконы, а народ наш кажется прежде власти преуспел в разрушении церквей и храмов. И не вестернизация это никакая, а так - "попрание прежних святынь", что иногда власти доставляет особое удовольствие.

С уважением, И.Руднев

От Ф. Александер
К I~Roudnev (27.02.2003 17:25:33)
Дата 27.02.2003 17:41:44

Извините, не буду спорить на таком убогом уровне

Вам я ничего не докажу, а остальным, думаю, все будет ясно из уровня ваших "аргументов" и "аллегорий".

От Begletz
К Ф. Александер (27.02.2003 14:02:51)
Дата 27.02.2003 16:33:13

Ну ничё не понимаю...

>Наиболее очевидные примеры - это реформы Петра I, отмена крепостного права, революция, современные нам реформы. Это те случаи, когда вестернизация затрагивала народные массы непосредственно.

Так что, отмена крепостного права, это плохо, потому что это западничество?

От Ф. Александер
К Begletz (27.02.2003 16:33:13)
Дата 27.02.2003 16:40:31

"Крошка сын к отцу пришел..."

>Так что, отмена крепостного права, это плохо, потому что это западничество?

"Добро... Зло... Какая чушь! Важно, у кого пушка больше калибром."

Думаю, вы не будете спорить, что отмена крепостного права:

- была инициативой власти
- была проведена под воздействием западничества
- доставила русскому народу немало страданий (в ближайший к этой акции исторический период)

А хорошо это или плохо - вопрос трактовки истории. Мы не о добре и зле спорим, а о средствах давления власти на народ.

От Begletz
К Ф. Александер (27.02.2003 16:40:31)
Дата 27.02.2003 20:53:39

Хе, папашка!...

>"Добро... Зло... Какая чушь! Важно, у кого пушка больше калибром."

В таком русле на этой гафкалке с вами никто спорить не будет, т к у местных аборигенов как раз есть четкая шкала хорошо-плохо. Хотя, дело ваше с ними.

>Думаю, вы не будете спорить, что отмена крепостного права:

>- была инициативой власти
>- была проведена под воздействием западничества
>- доставила русскому народу немало страданий (в ближайший к этой акции исторический период)

>А хорошо это или плохо - вопрос трактовки истории. Мы не о добре и зле спорим, а о средствах давления власти на народ.

Видите ли, Россия вообще западная страна. Ничего восточного в России нет, как нет и ничего особого, "третьего." Только она отсталая западная страна, поэтому, ей все время приходилось Запад догонять. Что ж удивляться, что периодически власть хваталась за голову и начинала проводить реформы? Оно ведь неприятно, и весьма, когда тебя бьют враги...А средства давления? Кнут, вот вам и средство. Так на то и власть.
И Запад ведь тоже не монолит. В Англии отмена крепостничества прошла раньше, чем в Германии. Будете обвинять немцев в западничестве?



От Ф. Александер
К Begletz (27.02.2003 20:53:39)
Дата 28.02.2003 12:43:40

Допустим, что так...

>Видите ли, Россия вообще западная страна. Ничего восточного в России нет, как нет и ничего особого, "третьего." Только она отсталая западная страна, поэтому, ей все время приходилось Запад догонять. Что ж удивляться, что периодически власть хваталась за голову и начинала проводить реформы? Оно ведь неприятно, и весьма, когда тебя бьют враги...А средства давления? Кнут, вот вам и средство. Так на то и власть.

Предполжим, что вы правы. Тогда почему инициатором и проводником вестернизации в России всегда была только власть? Точнее - именно государственная власть, потому что церковная власть всегда выступала противником вестернизации. Ведь не может же быть такого, чтобы государство всегда было прогрессивнее народа? Часто бывает наоборот - государство закоснело, а передовая часть народных масс рвется в будущее. В России такого явления не наблюдалось.

От Илья В.
К Ф. Александер (28.02.2003 12:43:40)
Дата 01.03.2003 04:39:14

Да что Вы

>Предполжим, что вы правы. Тогда почему инициатором и проводником вестернизации в России всегда была только власть? Точнее - именно государственная власть, потому что церковная власть всегда выступала противником вестернизации. Ведь не может же быть такого, чтобы государство всегда было прогрессивнее народа? Часто бывает наоборот - государство закоснело, а передовая часть народных масс рвется в будущее. В России такого явления не наблюдалось.

Что кто-то заставлял российскую элиту говорить по-французски, читать почти исключительно европейскую литературу, одеваться по-западному (после Петра)? Кто-то заставлял их считать Россию отсталой и убогой страной, а Европу чуть ли не земным раем?

От Ф. Александер
К Илья В. (01.03.2003 04:39:14)
Дата 04.03.2003 09:57:02

Косвенно - заставляли

>Что кто-то заставлял российскую элиту говорить по-французски, читать почти исключительно европейскую литературу, одеваться по-западному (после Петра)? Кто-то заставлял их считать Россию отсталой и убогой страной, а Европу чуть ли не земным раем?

Верхушка общества, состоящая из носителей реальной власти была вестернизирована сама по себе, по убеждениям. Это если не вспоминать, что она часто почти целиком состояла из иностранцев. Это приводило к тому, что вестернизация была признаком престижа и критерием отбора, при проникновении во власть. Ортодоксы-старообрядцы дорвались до власти (очень ограниченной) лишь к началу 20-го века, к примеру. Во все остальные времена путь во власть был очень прост - надо было только стать радикальным западником.

От Илья В.
К Ф. Александер (04.03.2003 09:57:02)
Дата 04.03.2003 12:21:03

Re:

>>Что кто-то заставлял российскую элиту говорить по-французски, читать почти исключительно европейскую литературу, одеваться по-западному (после Петра)? Кто-то заставлял их считать Россию отсталой и убогой страной, а Европу чуть ли не земным раем?
>
>Верхушка общества, состоящая из носителей реальной власти была вестернизирована сама по себе, по убеждениям. Это если не вспоминать, что она часто почти целиком состояла из иностранцев. Это приводило к тому, что вестернизация была признаком престижа и критерием отбора, при проникновении во власть. Ортодоксы-старообрядцы дорвались до власти (очень ограниченной) лишь к началу 20-го века, к примеру. Во все остальные времена путь во власть был очень прост - надо было только стать радикальным западником.

Вы действительно так думаете? Чтобы поппасть во власть надо только быть радикальным западником? Если элита уже вся была вестернезирована, то как это м.б. критерием отбора для попадания в высшую власть? Это явное упрощение.
Почти целиком из иностранцев верхушка не состояла никогда, но их было довольно много.
Старообрядцев не пускали во власть, т.к. это было антицерковное (что тогда = антигосударственное) движение.
Так что никто никого не заставлял, ни прямо, ни косвенно. Если развить Вашу мысль, то в Союзе косвенно прнуждали вступать в КПСС, что является сказкой и отговоркой для лицемеров.
В высшей власти же всегда было довольно много людей, которые западниками не были (если человек одет и ведет по принятым тогда для его группы нормам, это еще не значит, что он западник). И наоборот, таких людей было много в оппозиции. Так что Ваш критерий не работает.

От Begletz
К Ф. Александер (28.02.2003 12:43:40)
Дата 28.02.2003 20:45:25

Заменим "западничество" на "индустриальный прогресс"

тогда все прояснится.

>
>Предполжим, что вы правы. Тогда почему инициатором и проводником вестернизации в России всегда была только власть? Точнее - именно государственная власть, потому что церковная власть всегда выступала противником вестернизации. Ведь не может же быть такого, чтобы государство всегда было прогрессивнее народа? Часто бывает наоборот - государство закоснело, а передовая часть народных масс рвется в будущее. В России такого явления не наблюдалось.

Народ, и не только в России, но и на Западе тоже, был против прогресса, так как прогресс раннего капитализма ничего хорошего народу не приносил. Возьмем Петра, например, с его окном в Европу. Ну, понастроили театров в СПб, народу-то что? Как сидели в грязи по уши, так и сидим. Народу этого надо, больше вкалывать, чтобы баре по театрам ходили?
Чтобы народ стал за прогресс, он должен непосредственно вкусить плодов прогресса.