Проект "45 минут" промышленно-строительной группы ЛСР поможет петербургским строителям догнать Европу. К современному сервису - супермаркетам с их огромным выбором, к доставке товаров на дом, к возможности заказать услуги и товары по телефону или через Интернет - мы не просто привыкли, но даже не представляем, как обходились без этого прежде. Но это в быту. А на производстве эти вопросы решаем, как десять лет назад: выбираем нужные материалы, обзванивая или объезжая на машине возможных поставщиков, спорим о ценах, марках и сортах, согласовываем графики поставки, ищем транспорт, подписываем сотни бумаг. Говоря об отсталости отечественной промышленности по сравнению с Западной Европой, политики и экономисты любят ссылаться на какие-то глубинные причины. А может, все проще, может, они лежат на поверхности? Одно из главных отличий российской экономики от западной - отсутствие у нас нормального производственного сервиса, инфраструктуры снабжения. Объяснять, что это такое, можно долго, поэтому лучше показать на примере, который наконец-то появился. Промышленно-строительная группа ЛСР запустила пилотный для города сервисный проект в сфере строительства: "45 минут" - доставка бетона на любую стройплощадку города не более чем за 45 минут. Как все организовано и в чем смысл проекта - об этом журналисту Петру Рожнову рассказывает вице-президент группы ЛСР Михаил Романов.
- Михаил Борисович, разве в городе дефицит бетона или очень издалека его приходится возить?
- К счастью, таких проблем нет. В Петербурге хватает заводов железобетонных изделий, на каждом из которых есть мощные бетоносмесительные узлы. Время доставки, как правило, укладывается в ГОСТовский норматив - не более 90 минут.
- Тогда в чем смысл вашего проекта?
- Мы не просто предлагаем бетон, его, как уже сказано, многие предлагают. Мы предлагаем качественно новый сервис. Бетон - особый товар. Его не завезешь впрок. Он должен быть доставлен в ту минуту, когда закончилась предыдущая партия, иначе на стройплощадке его заливка в фундамент или стены будет прервана, те формы, что уже залиты, начнут "схватываться", место стыка "старого" и "нового" бетона будет уже не столь прочным. К тому же при строительстве, к примеру, жилого дома требуется доставка в течение дня различных марок и сортов бетона: повышенной прочности для несущих конструкций, облегченного с теплоизоляцией - для перегородок и еще десяток предусмотренных проектом сортов. Бетон для ответственных конструкций должен иметь строго определенную температуру, к примеру для мостов он должен быть горячим, значит, при его приготовлении нужно учитывать температуру на улице. Попробуйте договориться обо всем этом с обычным бетоносмесительным узлом, который отгружает товар сразу на десяток строек. Согласовывать график на каждый день придется заранее (если на ваши условия вообще согласятся), а смеси разных марок держать на стройплощадке в емкостях работающих на холостом ходу бетоновозов.
- Но как же в таких условиях у нас вообще умудряются что-то строить?
- Это не секрет. На большинстве строек пользуются неким "усредненным" бетоном - средней прочности, средней теплопроводности, морозостой- кости, в общем, универсальной смесью, которую выдает всем потребителям большой заводской узел. Отсюда и качество строительства - "среднее", и цены высокие. Ведь строительной фирме приходится держать в штате дополнительных снабженцев, "толкачей", приходится оплачивать простои людей - если бетон не подвезли или простои бетоновозов - если привезли все заранее. А после всего оплачивать переделку или маскировку брака, дополнительно усиливать конструкции, заново заливать полы и так далее.
- Так у нас строили всегда. А вы что предлагаете?
- Мы не просто предлагаем - мы гарантируем приготовление бетона любой марки и его доставку в любую точку города не более чем за 45 минут. Причем не обязательно договариваться об этом за неделю - достаточно позвонить на диспетчерский пункт "45 минут" по телефону. Если у заказчика нет с нами договора - водитель подвезет документы или примет наличные, выписав чек. Мы гарантируем, что доставленный бетон соответствует заказу и всем требованиям ГОСТа. При необходимости на место выедут специалисты нашей лаборатории - как для контроля и выдачи документов соответствия, так и для консультаций.
- Но, наверное, и цена за такой сервис соответствующая.
- На сегодня наш бетон - самый дешевый в городе, 1250 рублей за кубометр. Когда счет идет на тысячи кубов, как на любой стройке, удешевление для покупателя весьма заметно. Но главное, на мой взгляд, даже не цена, а качество и разнообразие. Сортов и марок бетона известно больше, чем сортов колбасы. Бетон может быть, как глина, а может, как гранит. Это открывает перед проектировщиками и строителями совершенно иные, по сравнению с имеющимися, возможности: возведение высотных монолитных зданий, строительство легких и теплых сооружений из бетона - перечислять можно долго.
- А у строителей есть современная техника для работы с бетоном, чтобы воспользоваться предлагаемыми возможностями?
- Она есть у нас. В частности, мы предоставляем услуги по перекачке и подаче бетона нашими насосами в здания любой этажности. На многих стройплощадках с бетоном работают с помощью бадей, лопат или слабеньких насосов, способных качать только жидкие растворы. Это дорого и неудобно. С нашими насосами и другими приспособлениями одна бригада сделает за смену больше, чем сейчас делает целое стройуправление. Фирме средних размеров покупать такую технику невыгодно, ведь полностью ее работой не загрузить - проще брать у нас.
- Вы берете на себя просто невероятные обязательства - по первому звонку доставлять бетон любой марки и гарантированного качества в любую точку за кратчайшее время, предоставлять современную строительную технику и все это по минимальным ценам. Как для вас это возможно технически и финансово?
- В проект вложено 8 миллионов долларов собственных и заемных средств. Мы закупили и запустили в работу уже шесть современных бетоносмесительных установок, разместив их в разных концах города, в январе запустим еще две - производства немецкой фирмы "Либхер". На разных установках мы можем готовить одновременно различные марки бетона. Современные технологии позволяют строго, как в аптеке, соблюдать любую рецептуру смеси. Но себестоимость производства бетона на этих установках все равно ниже, чем на старых советских моделях.
Доставляют бетон заказчикам 30 новых бетоновозов, в том числе "термосного" типа - для горячих сортов. В этом году парк пополнят еще 40 новых машин. Поскольку, не скрою, мы гордимся этим проектом, машины раскрашиваем в наши фирменные цвета и рисуем свой логотип "45 минут".
Новая техника и современная логистика гарантируют окупаемость проекта нам и экономию средств нашим заказчикам.
- А частные лица могут заказывать у вас бетон?
- Разумеется. Строите вы себе индивидуальный дом или дачу, колодец, дорогу хотите забетонировать - звоните в диспетчерскую, и в нужное время машина будет у вас. Хотите - и вам бетон закачают прямо в опалубку. Не нужно завозить цемент, песок, щебень, искать бетономешалку, нанимать бригаду рабочих, которые будут все это месить и лопатами разбрасывать.
Вообще такие проекты открывают дорогу малому бизнесу, о котором у нас так много говорят. Почему в производственной сфере он так плохо развивается? Потому что у предпринимателя 90% времени уходит не на исполнение заказа, а на поиски нужных материалов, транспорта и техники. У нас же везде промышленные масштабы - сырье продают тоннами, технику в аренду сдают на месяцы. Потому везде у нас раздутые штаты, везде гигантские накладные расходы, производительность низкая и все дорого. Проект "45 минут" открывает дорогу малым фирмам, которые с нашей помощью могут строить фундаменты, мосты, монолитные конструкции.
- Получается, ваш проект имеет макроэкономическое значение?
- Для нас это в первую очередь - бизнес-проект. Но мы не сомневаемся, что он повлияет на ситуацию во всей строительной отрасли Петербурга, обеспечив снижение цен, рост объемов и качества, усилив конкуренцию за счет выхода на рынок малых фирм. К тому же он может стать примером для других отраслей.
Благодаря развитой сервисной инфраструктуре эффективно функционирует экономика всех развитых стран, особенно такие сферы, как сельское хозяйство, малый бизнес, в том числе в области "хайтек". Впрочем, это выходит за рамки нашего разговора. Мы не экономисты-теоретики, а строители. И делаем то, что нужно нашей отрасли, нашему городу и нам самим. И, несмотря на то что петербургские строители - народ консервативный и между поставщиками и заказчиками существуют многолетние связи, нам кажется, наша услуга - проект "45 минут" - будет востребована.
Заказуха наглая - Кудинов Игорь17.01.2003 00:23:02 (54, 1315 b)