От Ольга Ответить на сообщение
К Дмитрий К
Дата 22.12.2002 02:35:06 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Семинар; Версия для печати

Re: Атомизация и...

>Самое интересное, что я американский этикет воспринимаю как изощрённое хамство (хотя имел возможность привыкнуть). В девяти случаев из десяти жёстко спать, когда они мягко стелят.

Да, потому что этикет может быть именно знаком (и маской)социального неравноправия. Подчеркнутая вежливость ассоциируется с холодностью, превосходством, лицемерием и даже презрением. Вспомните иезуитов.

>Верно ли вы знаете, что тот этикет, который сейчас всё заполонил на Западе (политкорректность, как его проявление, например) имеет свой генезис в Средневековье и в частности в рыцарской культуре? Я с упомянутыми работами Аверинцева незнаком (и вообще склонен ему не вполне доверять), так вот и хотелось бы подробнее узнать у вас, как он прослеживает промежуточные звенья. Вот скажем, в той же Америке.

Аверинцев - серьезный ученый (филолог), занимается гл. обр. античностью и Византией, проводя попутно параллели с Западной Европой и Россией (Русью). Его суждения по поводу Америки мне неизвестны. Что касается недоверия. Конечно, многие представители нашего "цеха" сплоховали в годы перестройки (Д.С. Лихачев, Баткин и др.) по части политических и идеологических предпочтений. Но научная позиция С.С. Аверинцева в моих глазах безупречна.

Ведь ехали-то вовсе не из высшего света, а на деле этикетом этим здесь владеют очень многие.

К моменту исхода из Европы, видимо, регламентированность завоевала прочные позиции в срединной (т.е. в общей) культуре. И произошло это, скорее всего, благодаря церкви как наиболее авторитетному институту культуры. Тот же Аверинцев отмечает, что еще до рыцарства категория вежливости укоренилась в среде католического монашества и духовенства, так что "низы" воочию могли наблюдать и усваивать соответствующие паттерны. Рыцарское (позже дворянское) сословие только усилило их значимость, придав высокий социокультурный статус (престижность). Если я не путаю, работа Аверинцева называется "Византия и Русь: два типа духовности" и публиковалась она в ж."Новый мир" году в 88-89.

Но тот же ли это этикет, пусть и трансформированный, что был в Европе в средние века? Сомневаюсь.

Наверняка это та же самая, уже ставшая традиционной для всего Запада, культурная структура, но актуализированная теперь капиталистическими (буржуазными) отношениями неравенства. Этикет стал знаком легитимности новых социальных отношений и способом компенсации жесткого социального расслоения.