|
От
|
Фриц
|
|
К
|
Привалов
|
|
Дата
|
22.01.2003 11:44:19
|
|
Рубрики
|
Россия-СССР;
|
|
Re: Я тоже...
Лучше, наверно, с комментариями отвечать.
>1. Необходимо ли православному отличать грех от "не грех"?
Да, это важная задача. Но человек несовершенен, в том числе и в оценках. Например, у Достоевского старца Зосиму обвиняли в том, что он пил чай с конфетами и вареньем. Грех ли это? Даже учёные монахи не могли прийти к одному мнению (хотя те, что поумнее, понимали).
>2. Если всегда следовать Евангелию, можно ли, тем не менее, совершить грех?
Кривой вопрос. Можно ли "следовать" "Тихому дону" Шолохова? Допустим, Вы имели ввиду следовать той истине, которая содержится в Евангелии, в частности, в образе Иисуса. Если ей следовать, то греха не будет. Но пока за историю человечества не нашлось ни одного человека, который сумел бы это. Это не в силах человека. На момент казни Иисуса души ВСЕХ умерших людей были обречены аду. Даже Авраама.
>3. Если да, то можно ли различить, когда совершил грех, а когда нет? И если можно, то как?
Можно различить, с некой точностью, связанной с присущим человеку несовершенством. В некоторых случаях точно можно утверждать, в других это проблематично.
>4. Если в такой ситуации совесть верующего должна ему подсказывать, когда грех совершён, а когда нет, то не может ли совесть ошибаться, по причине, например, недостаточной глубины веры, или по дьявольскому наущению и т.д.?
И совесть человека несовершенна. В целом она в правильном направлении подсказывает, но человек интерпретирует эти подсказки на свой манер. Одни борцы за права человека чего стоят.
>Из следующей пары вопросов ответьте, пожалуйста, только на один, в соответствии с ответом на предыдущий вопрос:
>5а. Если совесть может ошибаться, то могут ли это быть ошибки такого рода - грех не совершён, а совесть говорит, что совершён?
Бывает, но как исключение.
>5в. Если совесть не может ошибаться, то такой особенностью обладает только совесть православного, или любого человека?
Совесть есть у всех, у любого язычника.