От Pout Ответить на сообщение
К Pout Ответить по почте
Дата 14.01.2003 18:00:47 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Версия для печати

прошу прощения за ошибки,, поправляюсь.

Прошу прощения за ошибки и неудачное форматирование текста,из-за спешки и плохой связи. Поправляю заключительную часть постинга и добавлю упомянутый отрывок про"юмор молодежной прозы" (на основе статьи Чудаковой и Чудакова из"Нового мира"номер 1 за 1967г).
И даю ссылку на сайт"Энциклопедия Андрея Платонова"

http://students.washington.edu/krylovd/AP/APnauka.html

==============
научный комментарий!

Эта повесть написана по итогам работы великого писателя Платонова в
Тамбове в 1926г. Платонов имел специальность(занимался мелиорацией),
был знаком с местным историком и знаменитостью Черменским. Из
его книги он и позаимствовал множество деталей и реалий тамбовской
жизни, придающих этой вещи не только колорит, но и жизненность. В повести
есть прямые цитаты из книги Черменского "Культурно-исторический облик
Тамбовской губернии"( издана в том же 1926 году), включая его этнографические
исследования и записи еще с времен Разинского бунта ("ездили отцы
наши, воровские казаки"...). Вплоть до реалий советских времен , до"артелей инвалидов "Красный инок", производящих папиросы.
Даже цифра "помощи губернии в пять миллионов" точно совппадает с
действительностью. И даже идея о канале есть в книге Черменского - этой
идеей установления судоходства по реке Цне был заражен еще первый
губернатор Тамбова Гаврила Державин.
Текст "Города Градова" иногда буквально составлен как коллаж из таких
кусков. Но он гораздо интересней, чем набор иронических зарисовок, потому что его писал писатель- "чувствилище" русского коммунизма.
По поводу этой повести написаны теперь исследования - например,
"Градовская школа философии". Утверждается, что администраитвный
экстаз градовцев писателем показан вовсе не плоско-иронично. Его черты живы во многих планах устроения жизни путем ее поглощения бюрократической утопией

=============


https://vif2ne.org/nvz/forum/archive/21/21881.htm
Чудаковы исследовали феномен бешено популярной молодежной прозы и молодежного
юмора 60х. Аксенов, Гладилин, другие ныне успешно позабытые авторы тех
лет.

тезисный пересках статьи Чудаковых

Молодежная проза , язык, стиль и само поведение = реакция на некие
типы, господствовавшиие ранее в ли-ре безраздельно. Язык - вместо
газетно-публицистического - "устная", разговорная речь. Старый стиль
стал отождествляться с натужностью, неискренностью, наконец - ложью.
Простое,"бытовое" слово стало синонимом искренности чувства, правды.
Отрицалась прежняя фразеология...
С тчоки зрения сферы охвата - вместо узкой и якобы односторонней(преимущественно производственной) - улица, быт, жизнь берется таким образом якобы более многосторонне. Вместо повествовательного изложения по стандартным
канонам, уже обрыдлым ( хэппи энд, положительное-отрицательное, успех
нового в борьбе со старым) - свободный набор, поток, полемичность.
Наконец, вместо серьезности - юмор как НОРМА.
Анализ сосредоточен вокруг этого как бы _нормативного_
(обязательного!вот так -СП)юмора, "не совсем обычного для русской ли-ры".
Юмор как всепроникающий материал, заполняющий пустоты мысли,
обеспечивающий единство повествования, цемент стиля(а не мысли),
выражает невполне обычные вещи - напр патетику, любовь и доверие к
герою.
Интересно!что же это за юмор.
- писать о серьезных вещах всерьез кажется невозможным , а затем и
неприличным, да "видимо уже и не получается".
- писать просто о простых вещах - то же самое.Не выходит
- использовать прежнюю фразеологию, обороты, штампы - то же.

Специфически юморные способы изложения однако - своеобразны.
- часто стиль инфантильный, подростковый, жеманный - "кокетливой
7классницы"
- потеря фокуса иронии. Инерция иронии, оборачиваемой якобы и на себя,
на героя (и далее - любование собой, героем через эту призму). очень
автор их(и себя)любит, но это - под скорлупой самоиронии
-"компроментарный оттенок повествования". (СП -тогда, в 1966, в печати можно было сказать только так. То есть - антисистемный, чернушный)
-"диффузия и экспансия юморного отношения, так что общий иронический тон
успешно размывает все детали и делает их равно пригодными для
использования". Например, Гладилину представляется"что слово бог смешно
само по себе".( СП - ау, кумиры молодежной прозы -помните, аль
забыли?забыли, сученыши)
Это возможно благодаря даровым благам юмора , его черам - столкновению
далеких предметов, необычности сравнений
- "ведь это и не действитнельно смешные вещи чаще всего!"

Задачи.
-вовсе не беллетристические приемы оживления повестования.
"строится особая, мнимая литература, с мнимой лирикой, смелостью.
используюший не по правуприемы вроде иронии для
_значительных_конструкций, для создания-новой ситсемы значений_.
На деле _создается новый шаблон, далее - канон. использующий вывернутый
наизнанку, а не преодоленный(часир просто вышучиваемый, и все)старый
шаблон и канон."


Отношение к традиции.
Вторичность. Использование заемных, заимствованных внешних черт,
конструкций, но не _стержня_. Буквально поголовная схожесть,
неотличимость всех творений молодежной прозы.
Отцы-основатели -Ильф-Петров. Почему же они, а не другие(Зощенко илм
там кто еще).
Близок подход к предмету -"сокращенность"описаний, слегка эпатирующие,
необычные сравнения,
поочередные"выхватывания"_разномасштабных_предметов, выдвинутое вперед
определение предмета при ощущении, что_слово употреблено не по
назначению_.
Ранние Ильф Петров. Периода 12 стульев, с легким, юморным стилем
Но - принципиально отличие от ИльфПетрова.
- у тех энергичность, скрепляющий единый внутренний стержень - вместо него
деланое веселье, бодряческий , опереточный тон
- злая пародия на шаблоны, газетно-публицистические и митинговые- оборачивается
зубоскальством как самоцелью.
-первоначальное остроумие, неожиданные острые смыслы(от употребления
слов не по назначению) - переходит в "просто смешные сочетания слов".
Поза записного остряка, поддерживающего ажиотаж.

Итоги.
Гладилин - классик этого типа."Добавить к этому стандарту ему нечего
Применяет штамп в его прежнем, привычном значении,прямом смысле,
прикрываясь щитом иронического отношения к жизни. Задача - говорить
непременно по-новому, иначе...пользуясь заштампованными тривиальностями,
даже каноном"(СП - это стало приемом номер один в период глумления
над"совком", а _тогда - родилось_. Зафиксирован момент и условия
рождения - начало 60х)). "Не преодоление шаблона, а вывертывание
наизнанку старого, высмеивая, точнее обхихикивая его".

Резюмируя, универсальным способом
выражения чувств молодежной прозой постепенно становится элементарный
цинизм.
=======================