|
От
|
Фриц
|
|
К
|
alex~1
|
|
Дата
|
14.01.2003 14:52:32
|
|
Рубрики
|
Россия-СССР;
|
|
Почему знакомым фильм понравился? Есть у меня версия.
Это Владимир К. задал такой интересный вопрос. Я думаю, потому, что они поддались пропаганде. Да, это пропагандиситский фильм. Искусство часто несёт какие-то идеи, но в этом фильме искусство совсем уж подчинено идее. В то время антисоветская идея гарантировала успех. Например, команда КВН Одессы прославилась критикой поворота рек. Теперь трудно понять, почему тогда смеялись. Юмора там мало, почти одна политика.
Фильм проповедует идеологию гунна. Презирай эту размеренную экономную мещанскую жизнь. Разрушай её безжалостно. Зато хоть погуляем. И гимн гунна:
И вперёд по тропе, навстречу судьбе
Не гадая в ад или в рай
Так и надо идти, не страшася пути
Хоть на край земли, хоть за край.
Вот и идем до сих пор, за край, навстречу судьбе. Фильм этот сильно воздействовал на сознание. Со мной был такой случай:
году примерно в 1988 я с компанией туристов из Тулы сплавлялся по Упе. И как-то нам не слишком везло. В ночь на воскресенье собаки съели значительную часть наших запасов еды, с утра лил дождь. К обеду дождь перестал и народ собрался ехать в Тулу на автобусе. А мне не надо было в понедельник никуда, хотелось продлить поход. Я и говорю: - Что же мы, поём "навстречу судьбе, не гадая", а сами... И от одной этой фразы человек 10 передумали, и согласились сплавляться до Тулы. Только двое пошли на автобус. Решение это было вполне безрассудное. По пути нас снова застал дождь и мы прятались под мостом. Из еды оставался только кисель, мы его сварили там, под мостом, и выпили. Да ещё местный механизатор, громко выражавшийся матом, угостил нас редиской с ближайшего поля. Я умудрился перевернуться - пока единственный мой оверкиль. Потом мы долго плыли в темноте, и причалили уже после трёх ночи. В темноте после ливня причалили в самую грязь. Байдарки разбирали и укладывали в темноте и в жидкой грязи. Позвонили папе одной из девочек, он подъехал на запорожце часов в пять, и в три захода увёз байдарки. Мне досталось тащить на высокий крутой берег трёшку, у которой оторвалась одна лямка. Грязи на ней было, наверно, 10 кг.
В общем, не все так любят прекословить, как я. Большинство доверчиво приняли ядовитую идею фильма: разрушить свою жизнь ради "красивой жизни", хоть кусочка этой жизни.
И вовсе они не считали Поратова моральным уродом. Скорее, считали настоящим нормальным человеком. Ведь все в фильме его уважают и любят - и купцы Кнуров и второй, забыл фамилию, и цыгане, и Лариса, и даже Карандышев хочет ему подражать.
>Почему же приукрашен? В машине он не разбирается, просто готов рискнуть, на лавры Баскова в пении не претендует, а силен и ловок - не бывает, что ли? А что, такой обязательно должен быть хил и лыс?
В фильме есть такой эпизод: Паратов показывает Ларисе машину парохода и объясняет, как она работает. В пьессе этого нет. Зачем Рязанов это добавил? В пьессе нет эпизода, когда Поратов вытаскивает коляску из грязи. Рязанов это добавил, чтобы выдать морального урода за пример для подражания. И ему поверили почти все.
>В этом и ценность искусства, что художник может не быть моралистом. Точнее, не только моралистом. Кстати, ситуация описана очень достоверная и актуальная.
Но он именно моралист. Именно мораль его цель, он стремится разрушить мораль. Этот фильм - акт психологической войны, очень наглый и блестяще удавшийся.
>Фриц, ну кто говорит о нравственности персонажей (кстати, у Островского далеко не все так благостно, как Вы описали). Нравственное уродство может быть эстетически привлекательно.
Именно. Сторонники Сатаны всегда стараются найти красоту в разврате, в насилии. Много они уже сделали в этом духе.
>Имеет право искусство ставить такие проблемы и находить эстетическое наслаждение в описании сцен такого уровня жестокости?
Не вижу в этой сцене Лондона ничего плохого. Это - настоящее искусство. Проповедуется мужество и стойкость. Искусство и должно касаться острых тем, быть эмоционально насыщенным.