От Михаил Едошин Ответить на сообщение
К Pout Ответить по почте
Дата 15.01.2003 01:42:04 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Re: О "Сталкере"

Надо было мне сразу к книжной полке подойти
====================
От автора сценария

В коротеньком предисловии к первому изданию сценария "Машина
желаний" А. Стругацкий писал:

"Несколько лет назад нам выпала честь участвовать в создании
фильма "Сталкер". Режиссер Андрей Арсеньевич Тарковски
первоначально взял за его основу четвертую главу нашей
повести "Пикник на обочине". Однако в процессе работы (около
трех лет) мы пришли к представлению о картине, ничего общего
с повестью не имеющей. И в окончательном варианте нашего
сценария остались от повести лишь слова-термины "Сталкер" и
"Зона" да мистическое место, где исполняются желания. Фильм
вышел на экраны и у нас, и за рубежом. О нем много и
разнообразно говорят, но сходятся в одном: он чрезвычайно
сложен и многообразен. Кроме того, никто не сомневается, что
это работа высшего международного класса. И да не будут
приняты эти слова за самохвальство! Главная заслуга в
создании фильма "Сталкер" принадлежит А. Тарковскому, мы же
были только его подмастерьями.

А сейчас читателю предлагается один из первых вариантов
сценария, в котором будущий "Сталкер" едва проглядывается.
Нам любезно предложили опубликовать его, полагая, видимо,
что картина, будь она снята по нему, тоже имела бы право на
существование". (НФ, 1971 год, выпуск 25).

Мне хотелось бы добавить кое-что к этому тексту.

Работать над сценарием "Сталкера" было невероятно трудно.
Главная трудность заключалась в том, что Тарковский, будучи
кинорежиссером, да еще и гениальным кинорежиссером вдобавок,
видел реальный мир иначе, чем мы, строил свой воображаемый
мир будущего фильма иначе, чем мы и передать нам это свое,
сугубо индивидуальное видение он, как правило, не мог ---
такие вещи не поддаются вербальной обработке, не придуманы
еще слова для этого, да и невозможно, видимо, такие слова
придумать, а может быть, и не нужно. В конце концов слова
--- это литература, это высоко символизированная
действительность, совсем особая система ассоциаций,
воздействие на совсем иные органы чувств, наконец, в то
время как кино --- это живопись, это музыка, это совершенно
реальный, я бы даже сказал --- беспощадно реальный мир,
элементарной единицей которого является не слово, а звучащий образ.

Впрочем, все это теория и философия, а на практике
приходилось вести бесконечне, изматывающие, приводящие
иногда в бессильное отчаянье дискуссии, во время коих
режиссер, мучаясь, пытался объяснить, что же ему нужно от
писателей, а писатели в муках пытались разобраться в этой
мешанине жестов, слов, идей, образов и сформулировать для
себя наконец, как же именно (обыкновенными русскими буквами
на чистом листе обыкновеннейшей бумаги) выразить то
необыкновенное, единственно необходимое, совершенно
непередаваемое, что стремится им, писателям, втолковать режиссер.

В этой ситуации возможен только один метод работы --- метод
проб и ошибок. Дискуссия --- разработка примерного плана
сценария --- текст --- обсуждение текста --- новая дискуссия
--- новый план... новый вариант... и опять не то... и опять
непонятно, что же надо... и опять невозможно выразить
словами, что же именно должно быть написано СЛОВАМИ в
очередном варианте сценария... Всего получилось не то семь,
не то восемь, не то даже девять вариантов. Почти все они
утрачены. Последний вариант мы написали в приступе
совершеннейшего отчаяния, когда Тарковский решительно и
окончательно заявил: "Все. С таким Сталкером я больше кино
снимать не буду"...

Это было летом 1977. Тарковский только что закончил съемки
первого варианта фильма, где Кайдановский играл крутого
парня Рэдрика Шухарта, фильм при проявлении запороли, и
Тарковский решил воспользоваться этим печальным
обстоятельством, чтобы начать все сначала.

Аркадий был там с ним, на съемках в Эстонии. И вот он вдруг,
без всякого предупреждения, примчался в Ленинград и объявил:
"Тарковский требует другого Сталкера".--- "Какого?"--- "Не
знаю. И он не знает. Другого. Не такого, как этот".--- "Но
какого именно, трам-тарарам!" --- "Не знаю,
трам-трам-трам-и-тарарам!!! Другого!"...

Это был час отчаянья. День отчаянья. Два дня отчаянья. На
третий день мы придумали Сталкера-юродивого. Еще за два дня
переписали сценарий и АНС помчался с ним обратно в Таллин
(тогда Таллинн писался с одним "н"). Тарковский остался
доволен, фильм был переснят. Этот последний вариант сценария
был опубликован под названием "Сталкер" в сборнике "Пять
ложек Эликсира" в 1990 году. И сохранился (чудом!) самый
первый вариант --- он приведен здесь под названием "Машина желаний".

Мне кажется, знатокам и любителям как повести "Пикник на
обочине", так и фильма "Сталкер" будет небезлюбопытно
сравнить, насколько первый вариант киносценария отличается
от повести, а фильм --- и от того и от другого.

16.03.1992 С.-Петербург

Б. Стругацкий
=======================
Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н.
День затмения; Машина желаний; Туча; Отель "У погибшего
альпиниста"; Пять ложек Эликсира; Туча: Сценарии. "Жиды
города Питера...": Пьеса. Сталкер: Литературная запись
кинофильма. --- М.: Текст, 1993.--- с. 345--346.

Ну-с, весьма очевидно, что даже версия "запороли пленку, а
потом не давали новой" вилами на воде писана, раз в 1992
году в весьма антисоветском издании БНС о ней не вспомнил.
То есть пленку-то запороли, но если бы он уперся рогом, дали
бы как миленькие. Дело было в самом Тарковском.

Кстати, тут в Новый год увидел передачу, статью о которой
помещал сюда Георгий: воспоминания о старых голубых
огоньках. Такое впечатление, что каждого обязали хоть
что-нибудь сказать плохое о советском времени. Вспоминали,
естественно, кто во что горазд, но сам подбор воспоминаний
умиляет. А. Вовк прошлась по тому, что во время съемки
"Голубых огоньков" на столах были муляжи фруктов и напитков;
очевидно, иллюстрировалась идея дефицита в СССР. Рассказ
какой-то мадам был еще лучше. Мадам была режиссером и
снимала "Голубой огонек" и ей, видите ли, какая-то другая
"дама" запретила снимать там юного Киркорова, потому,
дескать, что тот "слишком красив". Что это была за "дама"
непонятно, но не главный редактор, потому что именно к нему
режиссер и обратилась за защитой. Для этого, сказала она,
было написано два заявления --- одно об отказе снимать
"Голубой Огонек", другое об уходе по собственному (почему
два?) --- и положено на стол редактору. Редактор очень
удивился и ответил, мол, снимайте кого хотите. Тут в
разговор вступил сам Киркоров и оценил поступок дамы как
"подвиг" (!), на который в то время не каждый бы решился.

Героиня, блин, и страдалец.

> В сетевых группах на досуге порой просто рассказывают
> про"мои любимые фильмы". Можно и нам так попробовать.
> десяток фильмов каждый своих назовет,посмотрим, что
> за массив наберется.

Кино --- для визуалов, людей с преобладающей визуальной
модальностью. Тарковский, кстати, сам чистый визуал (отсюда
и его неумение объяснить Стругацким, что ему нужно).
Собственно его фильмы интересны именно как фильмы человека,
для которого язык кино был естественным, как для Моцарта ---
музыка. Тарковский думал кинообразами. Это, кстати, очень
редко вообще в кино --- то в литературу уклон, то в театр.
Для него нормально было снимать пятнадцатиминутные куски
одной камерой; или вспомните необыкновенно длинный путь на
дрезине в Зону. Кино Тарковского --- для тех, кто от
лицезрения этого пути получает наслаждение (я, например; я
тоже визуал). Кинестетики (мыслящие мышечно :-) вообще кино
любить не должны, а уж Тарковского тем более.

> Разброс бывает очень велик.
> Порой неожиданные пристрастья бывают, чисто личные,
> связанные с жизнью. Кино это что-то связанное
> с мифологией жизни. Мне например в свою десятку
> не только "умные"фильмы хотелось бы включить.
> "Все на продажу"Вайды, "Три дня Кондора","Бразилия",
> "Кин-дза-дза","Белое солнце пустыни",
> Ларисы Шепитько "Ты и я"

А книга, "Шесть дней Кондора", попадалась? Очень даже.

Давайте попробуем, хотя мой киноопыт ограничен, главным
образом, пришедшимся на конец восьмидесятых расцветом
кинопроката, когда показывалось огромное количество лучших
мировых лент. Тогда в кинотеатрах устраивали какие-то
киносеансы для ценителей, премьеры чего-то там,
ретроспективы и т. п. Помню, как-то раз я целую неделю
подряд ходил в один кинотеатр на один и тот же сеанс (18.40)
--- все шли разные фильмы. Куросава шел косяком, Форман,
Феллини. Да... были времена :-( С тех пор, можно сказать, в
кино и не ходил :-) Разве что раз в год на что-нибудь вроде "Титаника".

Правда, десять не набирается. In no particular order.

Сталкер
Семь самураев
Полет над гнездом кукушки
Мимино
День сурка
Ошибка резидента

В детстве очень любил индийский "Месть и закон"; года два
назад с удовольствием пересмотрел.

Со специфически визуальной точки зрения очень интересные
операторские работы были у, кажется, Бертолуччи в "Снейк-бар
"Будапешт" и в "Генри и Джун", режиссера не помню.

Черт побьери, хорошо бы сейчас увидеть то, что видел
тогда... "Run" же был куросавовский, Миклоша Янчо какая-то
лента... Я ж тогда пацан был, не понимал, наверное, половины.