От Михаил Едошин Ответить на сообщение
К Александр Ответить по почте
Дата 22.12.2002 13:14:27 Найти в дереве
Рубрики Семинар; Версия для печати

Контекст

МКП, как известно --- *первый* программный документ
*нового*, марксова коммунизма, собственно, первая вещь,
которую Маркс & Энгельс говорят о коммунизме. Коммунизм
появился *до* Маркса, как идея, вызванная к жизни логикой
развития капитализма, но до поры до времени еще смутная. Тем
не менее, его антикапиталистический потенциал вызвал к жизни
антикоммунистическую пропаганду, выбравшую наиболее удобные
*для ее целей* положения тогдашнего коммунизма. Такими
положениями стали "общность жен при коммунизме" и "отрицание
Отечества". Собственно, тогдашние критики (прямо как вы,
Александр) выбрали то, что было по силам "разбить" их
маленькой антикоммунистической дубинкой. "Представьте, --
говорили они,-- коммунисты хотят обобществить жен! На святое
покушаются! Ату их! и т. д." Именно потому, что эти
обвинения не критика, а пропаганда, они и дожили до начала
нашего века, а сейчас даже и возродились в вашем лице (хотя
последнее, возможно, случайность). В конце тридцатых место
их заняли "сталинские репрессии" и с тех пор это главный
пропагандистский каменюка за пазухой антикоммуниста, но вы,
по понятной причине, воспользоваться им не можете.

Таким образом, "Манифест" застал уже готовую
пропагандистскую травлю и не мог в нее не вмешаться. Именно
поэтому в нем и появились будоражащие вас места. Особенно
это касается проблем семьи и "общности жен" --- в
последующих исследованиях Маркса никакого особенного места
это направление не занимало, а у Энгельса есть, наверное,
только одна работа (на мой взгляд, исключительно здравая).
То есть безотносительно к тому, что вы там вычитываете,
строить на этом развесистую теорию, скажем так, не надо.
Разумеется, для пропагандистских целей всякое лыко в строку.

А то, что вычитываете вы вовсе не то, что есть, вам уже сказали.