Похоже русская идея начала расти и укреплять корни, несмотря на критику pouta и всеобщее молчание ("Молчание ягнят"). Настоящая русская идея по своему определению, присущего русского космизма начинает занимать естественную свою роль в социуме - глобальную, мессианскую, всеобъемлемую и всеохватывающую.
В отношении к приведенному выше интересному кусочку из книги Рорти1 возникает вопрос: зачем Старому Свету нужен Новый Свет? Бог с ним, со всем Новым Светом... Зачем России Америка? Подобный вопрос очень важен по самому своему типу и соответствует системе других вопросов: зачем России Север, Зачем России Азия, зачем России Россия?
Тем более изложенные мысли Рорти со ссылками на Дьюи и Уитмена корреспондируют мыслям гениального мистика нашего времени Е.Л.Шифферса: Америка держит эксперимент на грани дерзновения и окаянства – без ссылок на авторитет, по своему собственному разумению сложить порядок более рациональный и оптимальный, чем это заложено и протранслировано внутри европейской традиции.
Ставя этот вопрос, очень важно четко зафиксировать, из какой позиции он задается и чего мы действительно хотим? Поэтому вопрос заключается в следующем: как с позиции России Америка (имеются в виду США) могла бы осуществлять и реализовывать всемирно-историческое развитие таким образом, чтобы это было важно и принципиально значимо для России?
Нужно признать большую важность подобного вопроса. Поскольку только при его постановке можно осуществить децентрацию по отношению к собственной национально-ограниченной точке зрения и действительно начать рассматривать процессы мирового развития.
Нам представляется, что основной целеорганизованный прорыв, который могли бы осуществить Соединенные Штаты, состоит в эволюционном порождении-производстве других единиц ткани самой социокультурной жизни. Наличие подобной ткани заставляет серьезно переопределяться все народы. При этом сама данная ткань является своеобразным открытым образом для демонстрации, осмысления и освоения. Этот образ показывается как бы нараспашку, открыто: что-то не нравится, что-то можете придумать принципиально другое? – Пожалуйста, предлагайте свои варианты, пробуйте их реализовать, хотя мы и сомневаемся, что у вас это получится. То, что выращено и построено, – это принципиальное направление движения всей цивилизации. Таким образом, Америка сейчас может, у нее есть силы нащупать экспериментально и вырастить принципиальную матрицу всей полноты социокультурной общественной жизни будущего.
Можно даже сказать, что США и занимаются подобной работой с самого момента своего возникновения. Благодаря идеям отцов-пилигримов возник принципиально проектный залог отношения к складывающимся формам жизнедеятельности. Чем менее реалистичным он выступал, тем более он был связан с проектно-программной установкой.
Как это ни парадоксально, но советский период России был связан с той же самой идеей – не останавливаясь искать более совершенные и более счастливые формы и способы жизни. Безусловно, подобный подход очень сильно определялся философией социалистов-утопистов, но важно другое – что в его основу была заложена идея проектирования и поиска более совершенных сложных систем жизни.
Таким образом, речь идет не о том, чтобы Америка подарила всему человечеству какие-то совершенно новые машины-вещи, даже не о том, чтобы Старый Свет и весь мир начал экспортировать из США индустриальные и прочие технологии, и не о том, чтобы предметом этого экспорта стали социальные, правовые, финансово-экономические и другие институты и формы организации мыследеятельности. Задача Америки состоит в том, чтобы породить новый уровень организации ткани общественной жизни, включающей все архитектонические слои: производство, научное исследование, образование, здоровье и долголетие, социальное равенство и справедливость, социокультурно насыщенное свободное время. Можно высказать очень странную мысль, что демонстрация возможностей на порядок более насыщенной и богатой общественной жизни выступает средством более сильного диктата и воздействия на сознание, чем разные типы силового вооружения. Побиском Кузнецовым высказана идея, что уже при сегодняшнем уровне знаний и возможностей планирования технологий можно продлить жизнь человека до 350–375 лет. Но на это придется затратить практически весь финансовый и энергетический ресурс. Так вот, демонстрация любому человеку, что он уже сегодня может рассчитывать на то, чтобы осуществлять познание и творчество – если хочет – 400 лет, действует сильнее, чем устрашение оружием массового поражения.
Америка может стать полигоном проектирования, программирования и выращивания новых более сложно организованных форм общественной жизни и для Старого Света, и для “третьего мира”. Задача состоит лишь в том, чтобы развернуть и воплотить в практику идею построения более содержательной общественной жизни. Конечно же, речь не идет о бесконечном числе “счастливых” мужчин и женщин, не имеющих детей и все свое свободное время отдающих творчеству – сочиняющих музыку, принимающих политические решения и тут же совершающих математические открытия. На наш взгляд, это – пародия на разносторонность, граничащая с дилетантством и поверхностностью в каждом из вопросов. Проблема состоит в определении того, каковы допустимые и возможные новые формы синтеза разных типов знаний и профессионального сознания, необратимо порождающие на основе новых структур общественного мышления и мыследеятельности новые формы жизни.
Безусловно, в этой области есть несколько принципиально разных типов целей, практическая постановка которых меняет в целом представление о возможностях человечества. Одной из таких целей является программа колонизации Марса, опирающаяся на внеземной императив Эриха Крафта. Как нам достаточно подробно рассказал в приватной беседе господин Джонатан Тенненбаум, идея колонизации Марса предполагает, что ряд исходно-ключевых предпосылок для жизни – атмосфера, растительный мир, водные ресурсы, почва, энергия солнечного луча – будут порождены, воспроизведены на Марсе заново. И это, на наш взгляд, принципиально содержательный момент.
Данный тип целей (первый тип телеотетики) является безусловно стратегическим и направлен на то, чтобы человечество последовательно стремилось самостоятельно произвести и воспроизвести на основе собственной мыследеятельности все те жизненные основы – предпосылки, которые до этого были даны естественно. В этом же ряду лежит цель Николая Федорова (можно сказать, что она принадлежит к подобному типу целей): воскрешение умерших людей. Этот тип целей следовало бы назвать целями последовательной артификации натурального. Телеотетика в данной области строится следующим образом: последовательно выявляются натуральные условия-предпосылки, на которых строится мыследеятельность, и затем ставится принципиальная задача порождения и построения самих этих предпосылок.
Другой тип телеотетики связан с проектированием самих новых форм мыследеятельности, новых форм соорганизации и сетевых контактов между существующими формами мыследеятельности. Например, ускорение внедрения новой научной идеи в производство предполагает создание новых механизмов коммуникации и понимания между изобретателем, разработчиком и организатором производства. Поиск подобных ускоренных механизмов коммуникации предполагает, в том числе, построение совершенно особых типов производств, предназначенных только для того, чтобы продемонстрировать, что данная идея может быть реализована и воплощена в жизнь. Этот особый новый тип экспериментально-реализационно-технических производств (ЭРТП) отличается от собственно производств – фабрик-автоматов, на которых создается конечная продукция. Но после возникновения ЭРТП появляется совершенно особая проблема – как соорганизовать ЭРТП с производствами, создающими конечную продукцию, и системами потребления продукции производств. Таким образом, здесь мы сталкиваемся с необходимостью элементарно-системной мысли: возникновение новой формы не означает автоматического исчезновения старой, но предполагает соорганизацию этой новой формы со старой.
Третий тип телеотетики предполагает для осуществления нового производственного прорыва провести целокупное воспроизводство всех систем и форм жизни при помощи инструментария самого этого прорыва, не допускающего гибели и раскола общественного целого на фрагментаризующиеся, расщепляющиеся части. Предметом воспроизводства является весь набор и вся совокупность инфраструктур: инженерно-техническая инфраструктура, жилье, водоснабжение, транспорт, медицина, образование и т.д.
Тот или другой вариант новой формы соорганизации и взаимосвязи процесса производственного прорыва и модернизируемого воспроизводства и образует конкретную форму общественно-исторического развития. Старый способ взаимосвязи процессов рутинизированного воспроизводства и производства является системой функционирования, осуществляющейся фактически естественно. Группой Ларуша было выявлено и введено в фокус общественного внимания следующее обстоятельство: в настоящее время практически во всем мире происходит стагнация даже рутинизированных форм воспроизводства. Данная стагнация является скрытым способом эксплуатации огромных масс населения и новой современной физико-экономической системой насилия. Человек не знает объема средств, который необходим на воспроизводство его духовности. И этот объем средств постоянно присваивается финансовым капиталом. Хотя сам финансовый капитал образуется за счет промышленного капитала, накапливающегося в ходе трат невосстанавливаемой человеческой духовности.
Подобные рассуждения очень похожи на вариант марксистской теории (в том числе и в отношении вопроса о том, кто кого исходно субсидирует: человеческая творящая субъективность финансовый капитал или финансовый капитал обеспечивает условия воспроизводства творящей человеческой субъективности), и мы специально и целенаправленно попытались придать данной идее подобную форму выражения. А дальше уже совсем не трудно показать, что в одном случае с позиций финансового капитала возникают мальтузианские идеи с ограничением процесса рождаемости, поскольку невозможно обеспечить адекватные условия жизни для больших масс населения. И соответственно обоснованно оппонирование финансовому капиталу группы Линдона Ларуша, утверждающей, что за счет научно-технических социокультурных прорывов это вполне достижимо.
Но с другой стороны, если чуть отстраненно посмотреть на все рассмотренные нами телеотетики и затем спроецировать эти типы телеотетик в контекст всемирно-исторического развития, возникает одна очень нетривиальная мысль, которую мы впервые услышали от Е.Л.Шифферса. Все дело в том, что в Новом Свете человечество держит экзамен на свою зрелость – и в этом вообще основной смысл появления Соединенных Штатов. Поясним эту мысль: ведь действительно, ситуация, в которую попали Соединенные Штаты, – это взращивание и построение функционирующих социокультурных институтов собственными человеческими силами, посредством рефлексии исходных идей, касающихся организации и объединения людей в социальные институты и институционализируемые общности. Если в Старом Свете созданию этих институтов помогал сам Господь Бог и святые, то в Новом Свете это уже делали люди, опираясь на собственные силы. Старый Свет прошел совершенно другой по длительности исторический период, приведший к появлению функционирующих и работающих социокультурных организаций – субъектов исторического движения и жизни. И в этом есть определенный, вполне очевидный тип озабоченности американского сознания – рядом с американцами нет могил их предков. Отсюда желание вывезти святыни Старого Света в Новый и объявить после этого Новый Свет “Старым Новым Светом”, а Старый Свет “Новым Старым Светом”, то есть периферией и захолустьем Нового Света, а также попытки секты мормонов найти следы явления и присутствия Христа в Америке после своего воскрешения. То есть целительная задача сознания состоит в том, чтобы укорениться, преодолеть неукорененность и бессубстанциональность.
Из подобных рассуждений возникает вполне очевидная и ясная экспозиция интересов российского сознания по отношению к США. Это, во-первых, инвентаризация всевозможных прорывных проектов – научно-индустриальных и общественно-инфраструктурных, – изменяющих представления человечества о себе самом. К этой области прежде всего относятся:
- деньги и энергетическая счетность деятельностных усилий и затрат в третьем тысячелетии, кардинальные реформы финансовых институтов;
- принципиальные способы ускорения преобразования организационных структур и производственных технологий на основе новых знаний;
- научно-промышленное воспроизводство материальных систем жизни – атмосферы, земли, воды, солнечной энергии;
- изменение понятия и представления о том, что такое “полиинструментальная технологическая система”.
Таким образом, можно было бы утверждать, что Америка для России может выступить своеобразным полигоном “сумасшедших” возможностей, принципиально выходящих за рамки заложенных в европейской традиции оснований. Америка – это поисковая зона разрыва с институциональными и культурными основаниями человечества. Это бесконечное число потенциирующих проб, как бы прорывающих сложившиеся поля устоявшихся институциональных и технологических представлений, начинает выступать и формироваться в виде особого поискового тела, нацеленного на выявление действительного “кристалла” – гена будущего цивилизационного прорыва. Только для России это кристалл-ген обязательно должен быть соотнесен с ее традицией – сакрально-имперской и героической советской прорывной, но соотнесен таким образом, чтобы основанием подобного синтеза мог стать образовательно-антропологический проект.