От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 20.12.2002 11:49:38 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Пресс-конференция по ЖКХ в "Комс. правде". Окончание (*+)

http://www.glazev.ru/index.php3?idart=879

НПСР предлагает свой конкретный план мер. Считаем, что во главу угла надо ставить решение содержательных проблем ЖКХ.
Техническая база отрасли безнадежно устарела, крайне неэффективна (потери тепла в сетях до 50%, колоссальные потери воды, износ основных фондов – до 70 %). ЖКХ убыточно, государство не выделяет субсидий – в течение последнего десятилетия отрасль деградирует. Где взять источники для модернизации ЖКХ?
Расчеты показывают, что внедрение современных технологий в сферу ЖКХ позволяют сократить потери тепла в жилищном секторе в три раза, в промышленном секторе – в 20-30 раз. Соответственно инвестиции в модернизацию ЖКХ окупятся за два отопительных сезона. Проблема – нет источников финансирования модернизации ЖКХ.
Коммерческие банки (на которые рассчитывает правительство) кредитовать ЖКХ не будут, так как отрасль – убыточная, долги достигли более 200 млрд. рублей. Многие коммунальные предприятия являются банкротами, для них получить кредит – нереально.
До тех пор, пока не будет решена проблема задолженности ЖКХ, никто не даст кредиты предприятиям ЖКХ. Если государство не будет заниматься проблемой финансирования капитального ремонта и модернизации ЖКХ, отрасль будет по-прежнему деградировать.
Простое перераспределение финансирования ЖКХ с государственных источников на физических лиц проблему не решает. Потому что нужно найти огромные деньги для капитального ремонта ЖКХ. Только в будущем году потребуется как минимум 80 млрд. руб. Конкретная схема решения этой проблемы следующая. Государство через госбанки (прежде всего, через Сбербанк вместе с Центробанком) организует специальную кредитную линию для финансирования модернизации ЖКХ. Поскольку эти расходы окупятся, опираясь на механизм госгарантий со стороны субъектов Федерации, можно организовать финансовую схему: предоставляемые кредиты будут проходить через бюджеты субъектов РФ, подкрепляемые госгарантиями со стороны субъектов Федерации, и направляться в населенные пункты для ремонта и модернизации ЖКХ.
Вся программа рассчитана на пять лет, в течение которых можно провести комплексную модернизацию ЖКХ, добиться снижения издержек в несколько раз и сделать отрасль экономически эффективной. Тогда у нас возникнут совершенно новые возможности для организации эффективного хозяйственного механизма. Тогда даже при условия полного финансирования населением коммунальных услуг тарифы не повысятся.
Если удастся существенно сэкономить на издержках, тогда отрасль будет окупаемой – в рамках существующих тарифов. Тогда уже можно будет говорить о включении рыночных механизмов финансирования этой отрасли.
В принципе многие города могли бы сами организовать финансирование модернизации ЖКХ без поддержки федерального бюджета. Но для этого у городов должен быть источник привлечения кредитов. Таким источником в городе является земля – главный источник получения доходов и развития инфраструктуры. Во многих городах мира именно коммерческое использование земли – главный источник получения денег для инвестиций в ЖКХ.
Главная проблема: Земельный кодекс, который правительство протащило при поддержке думского большинства, лишает города этого важнейшего источника развития. Земельный кодекс открывает дорогу по сути бесплатной приватизации земли по заявкам желающих (по принципам чубайсовской приватизации промышленности). Нетрудно спрогнозировать, что через 2-3 года земельные спекулянты, опираясь на Земельный кодекс, просто приватизируют большую часть городских земель, привлекательные для коммерческого использования. В итоге города лишатся естественной финансовой основы своего развития – земельной ренты, которая могла бы стать источником модернизации ЖКХ.
При этом права граждан тоже будут ущемлены. Потому что по Земельному кодексу граждане имеют право пользоваться землей бесплатно, лишь став собственниками земли. Но стать собственниками земли они могут, создав товарищество собственников жилья (кондоминимум). Я очень сомневаюсь, что в ближайший год нас ждет массовая коллективизация многоквартирных жилых домов. Ведь наш народ трудно подвигнуть на создание «колхозов» в городских жилых домах, где часто соседи не знают друг друга.
К тому же создание товариществ собственников жилья приведет к тому, что городские власти попытаются сбросить на товарищества ремонт труб и жилищной инфраструктуры: люди станут собственниками своего дома, им предложат самим все ремонтировать.
Поэтому большинство граждан могут лишиться права на бесплатное использование земли. А земельные спекулянты, опираясь на нормы нового Земельного кодекса, вынудят городские власти провести форсированную приватизацию городских земель. И постепенно будут приватизированы земли под жилыми домами. Значит граждане скоро будут получать сообщения с предложением заключить договор об аренде земли под жилым домом. Это еще больше ударит по кошельку.
Городским властям и субъектам Федерации нужно быстрее принять региональные и местные законы о земле, чтобы закрепить в муниципальной собственности земли хотя бы под жилым фондом. Лучше вообще закрепить земли городов в муниципальной собственности, а предоставляя земли для коммерческих целей в долгосрочную аренду на 50 лет, иметь устойчивый источник финансирования модернизации ЖКХ.
Нужно всем миром спасать ЖКХ: надо объединиться жильцам – создать товарищества собственников жилья, объединиться городам, защищая право муниципальной собственности на землю, объединиться регионам, защищаясь от спекулянтов с помощью региональных законов землепользования. Надо организовать модернизацию ЖКХ, используя централизованные источники государственной банковской системы.

- Что вы можете посоветовать руководителям регионов и городов?

Принять свои планы модернизации ЖКХ. Если федеральный центр ничего не делает, чтобы решить проблемы отрасли, единственный выход для регионов – сохранить право землепользования, защититься от Земельного кодекса, приняв региональный закон о земле. Это позволит городским властям сохранить право собственности на городские земли - получать земельную ренту для финансирования модернизации ЖКХ.Если и этого не будет, тогда регионы ничего не смогут сделать (а в случае введения местных налогов снизится инвестиционная привлекательность региона).
В ряде городов нарушаются права граждан на жилье, на тепло, по сути на жизнь. Местные власти не имеют источников финансирования ЖКХ, а население – денег на жилье и коммунальные услуги. Государство бросает города один на один не только с проблемами ЖКХ, но и с чудовищными монополистами типа РАО «ЕЭС». РАО «ЕЭС» может отключить электроэнергию в городе, потому что в городском бюджете нет денег.
Почему такие огромные суммы неплатежей? Потому что сегодня тарифы на электроэнергию занижены примерно втрое по сравнению с себестоимостью.
Себестоимость электричества – от силы 25 коп. за кв-час, а населению продают за 50 коп, промышленности – за рубль. Это грабеж среди бела дня.
Плюс к этому граждан заставляют повторно платить - за электроэнергию и за тепло, хотя стоимость тепла уже включена в стоимость электричества. РАО «ЕЭС» просто грабит россиян, при этом демонстрируя низкий финансовый результат. За такую политику – за злоупотребление монопольным положением на рынке - в уважающих себя странах чиновников отдали бы под суд. А в России за все отвечают не виновные, а население.
Изложеный выше мною механизм кредитования ЖКХ сначала проще внедрить в небольших городах. Если весной организовать кредитную линию (гарантами возврата кредитов станут субъекты Федерации), уже через год расходы окупятся благодаря новейшим технологиям.
Убежден, что при осуществлении правительственного варианта реформы ЖКХ во многих городах перед местными властями встанет выбор: отключать тепло в домах или начинать выселение жильцов-неплательщиков. По их мнению, это и есть реформа ЖКХ. Мы же предлагаем остановить это безумие и заняться модернизацией ЖКХ.

- Знают ли о вашей программе и ваших предложениях в правительстве?

Мы встречались с бывшим заместителем Председателя Комитета по строительству Шамузарафаровым, он признал правильность наших предложений по ЖКХ. Мы обговорили принципы модернизации ЖКХ и он согласился с нашими доводами. Он понимал тупиковость проекта, который Греф навязывает правительству. Насколько мне известно, назначение недавно нового руководителя Госстроя – победа Грефа над населением.

- Прогноз на эту зиму - нерадостный, предсказывают страшные сюжеты в неотапливаемых домах. Есть ли надежда на улучшение? Удастся ли Госстрою изменить ситуацию?

Смена руководства Госстроя – дурной знак. Бывший начальник Госстроя был профессионалом. Новый руководитель Госстроя, наверняка, будет выполнять установки министра Минэкономразвития Грефа, который не понимает проблем ЖКХ, претендуя на авторство в этой псевдореформе.
Смена руководства Госстроя еще более ослабило эту структуру, которая сейчас не в состоянии ни защитить интересы работников ЖКХ, ни обеспечить модернизацию ЖКХ. Просто пассивно транслирует в регионы установки Минэкономразвития: занимайтесь жилищным фондом сами.

-Как вы относитесь к акции протеста работников ЖКХ?

Ситуация, в которой оказались работники ЖКХ, – катастрофическая. Они получают крайне низкую зарплату, к тому же нерегулярно. Когда отключают тепло или электричество, они принимают на себя все шишки. Работники ЖКХ – люди, доведенные до отчаяния. Они понимают: повышение тарифов приведет к росту неплатежей, особенно в районах, где живут бедные люди. Теперь их делают врагами жильцов, вынуждают отключать тепло в домах. Они правильно предъявляют претензии не к населению, а к государству, которое бросило отрасль на произвол судьбы.

-Какие законы нужно принять для реализации вашей программы?

Для реализации нашей программы нужны не столько законы, сколько конкретная политика: в законе не пропишешь норму, обязывающую Центробанк рефинансировать Сбербанк под кредиты ЖКХ. Предложенная нами система мер может быть реализована в рамках существующей нормативной базы. Но есть одно существенное исключение - необходимо принять закон о земельных отношениях, корректирующий Земельный кодекс.