|
От
|
Георгий
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
20.12.2002 11:46:45
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Глазьев. Пресс-конферения по проблемам ЖКХ в пресс-центре "Комс. правды" (*+)
http://www.glazev.ru/index.php3?idart=879
18 декабря 2002 г. Пресс-конферения по проблемам ЖКХ в пресс-центре "Комсомольской правды"
То, что сегодня предлагается правительством и поддержано думским большинством, реформой назвать нельзя. Потому что «реформа» означает – система мер, направленных на повышение эффективности и устранение преград развития отрасли. А нам под видом реформы предлагается механизм перераспределения финансирования этой отрасли с переносом бремени оплаты услуг на плечи населения. Это - не реформа, а сбрасывание бремени содержания ЖКХ с государства на население.
Хотел бы также отметить, что эта так называемая реформа нарушает конституционные права граждан: населению предлагают оплатить коммунальные услуги, хотя значительную часть затрат отрасли составляют потери. Известно, что в теплоцентралях крупных городов потери тепла до 50 % тепла, а перерасход воды – в несколько раз. Населению предлагается платить за чудовищную экономическую неэффективность.
Во-вторых, остается нерешенным вопрос о погашении долгов ЖКХ и финансового оздоровления. Общие долги отрасли – более 200 миллиардов рублей. Надежды на то, что платежи населения закроют эти долги, - утопические и совершенно несправедливые. Главный виновник финансовой дыры в ЖКХ – федеральный бюджет, то есть государство, которое не оплачивает коммунальные услуги, предоставляемые воинским частям и госучреждениям, не выполняет своих обязательств по субсидированию ЖКХ в течение многих лет (долги госструктур – около 25 млрд.руб.).
Наконец, совершенно утопично надеяться на то, что граждане оплатят капитальный ремонт ЖКХ. Износ основных фондов отрасли - 70 %. Многие котельные не функционируют. В ряде регионов можно рассчитывать на то, что население оплатит текущие расходы на коммунальные услуги, но не стоит надеяться на оплату капитального ремонта. Только в будущем году на модернизацию и капитальный ремонт ЖКХ требуется около 80 млрд. рублей. Если правительство попытается перенести эти расходы на тарифы, тогда резко увеличится количество людей, не способных оплачивать коммунальные услуги.
В общем, простое перераспределение источников финансирования ЖКХ, перенос бремени с государства на население проблем отрасли не решают.
Я убежден, что при таком подходе скоро вернемся к ситуации, когда платить будет некому. Количество желающих получать адресные субсидии и объем заявок на адресные субсидии превысит объем дотаций, выделяемых на это. Тем более что идет реформирование электроэнергетики – в интересах верхушки РАО «ЕЭС».Смысл реформы электроэнергетики: во-первых, в сбрасывании на регионы ответственности нынешнего менеджмента РАО за развал отрасли, во-вторых, в попытке узкой группы лиц приватизировать самые прибыльные электростанции, что позволит им использовать монопольное положение и взвинчивать тарифы.
Зная аппетиты этих людей, понимая саму схему реформирования отрасли, можно прогнозировать: тарифы на электроэнергию через два-три года вырастут в несколько раз (по нашим оценкам, не менее чем втрое через три года после начала реформы). Это отразится на издержках ЖКХ и стоимости коммунальных услуг.
Еще одна большая неприятность для жителей городов – приватизация городских земель. Людям, которые не смогут или не успеют создать товарищество собственников жилья и предъявить претензии на право собственности на землю под домами, придется платить (кроме коммунальных платежей) также арендную плату за землю. Это будет дополнительное бремя платежей за использование жилья.
Сколько к концу будущего года придется платить за коммунальные услуги и электроэнергию хозяину средней двухкомнатной квартиры?
Если все будет, как планирует правительство, в ближайшее время население будет платить не меньше 80 % себестоимости коммунальных услуг. Для многих регионов это означает автоматическое повышение тарифа для населения как минимум на одну треть плюс рост тарифов на электроэнергию примерно на 15 %, а также повышение цен на газ - значит и тарифов на тепло. В общем, к концу 2003 года общая стоимость услуг ЖКХ для населения повысится как минимум в полтора раза, а в некоторых регионах – в два-три раза.
При таких масштабах повышения тарифов на услуги ЖКХ будет, конечно же, расти доля людей, нуждающихся в адресных субсидиях.
- Предусмотрены ли в рамках реформы какие-то меры, чтобы людей не лишили конституционных гарантий, в том числе права на жилье? Будут ли выселять из квартир людей, которые не в состоянии платить коммунальным службам?
Насколько я понимаю, в планах правительства – сбросить решение этих вопросов на регионы. Губернаторы вместе с законодательными собраниями будут нести ответственность за принятие непопулярных решений. Логика и позиция правительства понятны: они не хотят заниматься коммунальной реформой, хотят все сбросить на регионы. Хотя, собственно говоря, именно от правительства требуется предоставить субсидии.
Как, на ваш взгляд, реформа ЖКХ будет проходить в регионах?
Большая часть российских регионов – дотационные, у них нет источников покрытия издержек ЖКХ. В лучшем случае лишь десяток субъектов Федерации смогут проводить свою политику в сфере ЖКХ. Большинство регионов будут вынуждены повысить тарифы, снизить дотации на коммунальные услуги и ограничивать размеры адресных субсидий населению. Не рассматривается вопрос о том, как регионы будут получать средства для выплат адресных субсидий населению. Сейчас существует механизм трансфертов, он не совершенен. Фактически это - торг. Преимущества – у регионов, руководители которых демонстрируют лояльность федеральному правительству.
Несомненно, в случае реализации правительственного варианта реформы произойдет еще большая дифференциация регионов по уровню жизни. Прямым следствием этой реформы станет рост стоимости жизни, увеличение количества людей, нуждающихся в адресной субсидии. И везде без исключения состояние самого ЖКХ будет ухудшаться, потому что у населения не будет денег оплатить капитальный ремонт и модернизацию ЖКХ.
Расскажите подробнее об альтернативной программе реформирования ЖКХ, которую подготовил НПСР.
(продолжение следует)