От Ольга Ответить на сообщение
К Александр
Дата 19.11.2002 01:07:39 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Модернизация; Школа; Культура; Версия для печати

Тут затронуто два вопроса

- кадровая политика государства, с одной стороны, качество и структура образования, с другой. И каждый из них нужно рассматривать особо.

Мое поколение филфака МГУ распределяли по школам - и москвичей, и иногородних, хотя это, конечно, зависело и от специальности тоже. Я и сама (карандашом, правда, - была такая уловка) поставила свою подпись под распределением в восьмилетнюю (!) школу Смоленской области. И это при том, что существовали областные вузы, испытывавшие острую нехватку квалифицированных преподавательских кадров. Когда мы, пятикурсники, ездили по стране и искали себе работу, меня чуть было не принял в свои объятия Львовский ун-т (слава те, господи, сорвалось!). В итоге на меня пришла персональная заявка из вуза, где требовался русист для преподавания языка иностранцам. Они там очень сильно нуждались в специалистах и не знали, где их искать. На тамошней кафедре работали учителя из школ. В этот же вуз потом устроилась целая плеяда наших выпускников - человек 7 (!). Дебильность системы налицо: школьных педагогов - на работу в вузы, а на их место - выпускников университетов.

>Не думаю однако что "излишек образования" был существенной угроозой Советскому строю. У меня есть ощущение что все наоборот. Для слома необходимо было понизить уровень естественнонаучного образования, которое учит рациональному мышлению и усилить гуманитарщину, которую "нельзя понять, а нужно просто запомнить". Уровень школьного образования быстро понижали. Но при этом революционно-антигосударстенная направленность общественных наук, которую казалось бы следовало ликвидоровать в первую очередь, никуда не девалась. Резали математику, биологию, физику, географию.

Вы предполагаете некую злонамеренность в постановке образования? Не знаю, у меня не создалось ощущения, что резали ественнонаучный блок в пользу гуманитарного. Во всяком случае, нам неустанно твердили, что наша программа весьма сложна по сравнению с программой предыдущего поколения. Что касается гуманитарщины... Сами понимаете, "я, как лицо духовного звания" не соглашусь, что в гуманитарных науках "надо запомнить то, что невозможно понять". Тут вы, скорее всего, имели в виду известный идеологический крен. Однако хорошему учителю-гуманитарию удавалось его избежать.

>Если школьники в 30-х годах считали сколько времени и горючего сэкономит тот или иной только что построенный канал, читали о том как эвкалиптами осушили Колхиду то у нас уже ничего этого небыло. Были сплошные декабристы по истории да декабристы по литературе, да "тюрьма народов". Короче, то самое что "нельзя понять, а можно только запомнить". Врядли такое "снижение запросов" могло способствосвть сохранению государства.