>Кстати, не совсем по теме - почему немцы так активно открывали новые церкви на наших оккупированных территориях. Что об этом говорят сами немцы?
Там главным авторитетом по Православию был Розенберг, который вполне с марксистских позиций рассматривал Христианство как "религию рабов". Потому и было решено открывать церкви на оккупированной территории. Чтобы воспитывать покорность, так сказать.
Немецкая политика по отношению к Русской Православной Церкви в годы войны 1941-45 обсуждалась на ВИФе.
В связи с обсуждением германской и советской церковной политики в годы ВОВ
--------------------------------------------------------------------------------
О религиозной политике немцев на оккупированной территории советую почитать доклад питерского историка М.В.Шкаровского, который так и называется – «Германская церковная политика и "религиозное возрождение" на оккупированной территории Белоруссии, Прибалтики и Северо-Запада России». http://kuz1.pstbi.ccas.ru/institut/book/1997/shk.htm
С 1943 г. немцы начали испытывать нешуточные сомнения в правильности выбранного курса церковной политики. Все получилось не так, как они задумывали. Восстановленная Церковь вместо воспитания паствы в духе покорности оккупантам способствовала росту ее национального самосознания и патриотических настроений.
Статья про порядки при немецкой оккупации, которая вызвала обсуждение, - из рижской газеты. Поэтому прошу обратить внимание, как Шкаровский описывает своеобразие условий на Северо-Западе и в Прибалтике. Тут уже вплотную мы подходим к другой теме, близкой ВИФу – «Спецслужбы». Дело с митр.Сергием (Воскресенским), Экзархом Прибалтики, настолько, по моему убеждению, темное, что убить его действительно могли и гестаповцы, и советские профессиональные партизаны. Он был неприемлем и для немцев, и для наших партии и правительства. Интересна в связи с этим цитата из П.А.Судоплатова.
О специфике германской церковной оккупационной политики на оккупированной территории Украины советую почитать отца протоиерея Владислава Цыпина.
Там «церковным возрождением» заправляли раскольники и самосвяты, то есть самозванцы, нацепившие кресты и панагии. А канонические православные священники «погибали по вине и оккупантов, и партизан; но прямую охоту за ними, настоящий террор против них развязали в интересах автокефальной группировки как раз украинские националисты».
О патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы войны можно почитать у отца протоиерея Бориса Пивоварова – это статья газетная, простенькая.
«В 1943 году отец протоиерей Александр Романушко на отпевании полицая при большом скоплении народа и в присутствии вооруженной полицейской охраны прямо на кладбище сказал: "Братья и сестры, я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв и "Со святыми упокой" своей жизнью заслужил во гробе предлежащий. Он - изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо "Вечной памяти" произнесем же "Анафема". Подойдя к полицаям, он просил их искупить свою вину, обратив оружие против фашистов. Эти слова произвели на людей очень сильное впечатление, и прямо с кладбища многие ушли в партизанский отряд…». А еще о.Александр для партизан «ходил в разведку» (а что? Свв.Каноны запрещают только с оружием в руках…).
И опять пусть любители рубрики «Спецслужбы» обратят внимание на невинную фразу:
«…Нередко священнослужители оказывались единственным связующим звеном между населением, оказавшимся на оккупированных территориях, и партизанами.»
Гм. Дело в том, что большинство священников, оставшихся перед войной в немногих действовавших храмах, имели должным образом оформленные отношения с госбезопасностью. Поверьте, эта реалия жизни, а не написанные много позже страшилки про агентов НКВД в рясах.
"...В доме о. Василия проходили встречи руководства и связных партизанских отрядов. Однажды в сопровождении партизан он приехал к ним в лагерь, обстоятельно познакомился с их жизнью и бытом. С того времени стал священник партизанским связным. О.Василий помогал не только молитвами, но и материально - собирал продукты для раненых, присылал оружие..."
В заключение позвольте выразить свое убеждение в том, что поворот в церковно-государственных отношениях в годы войны, связанный с именами И.В.Сталина и Святейших патриархов Сергия и Алексия I, произошел потому, что изменилась историческая ситуация. Был иным, чем в 20-300е годы, состав правительства, где практически не осталось ни одного человека из «ленинской гвардии», четверть века назад начавшей форсированный «штурм небес». «Сталинская гвардия», более хладнокровная и прагматичная, была способна более здраво оценить практическую невозможность да и ненужность насильственного уничтожения вековых традиций многомиллионного народа.
ЗЫ Да! Важное дополнение. На оккупированной немцами территории действовали и прибывшие эмигрантские православные священники из «белой Церкви» - юрисдикции Русской Православной Церкви за границей. После войны многие годы ее громогласно обвиняли в «сотрудничестве с фашистами». Эти было забытые обвинения в наши снова извлекаются из запасников. Про взаимоотношения РПЦЗ и нацистского государства советую почитать «Михаил Шкаровский. Нацисты и русское церковное Зарубежье: правда и вымысел.»