Хороши материальчики, хороши...
Старается околонаучная обслуга. Тут тебе весь арсенал: и "идентичность", и "нарратив", и "позиционирование", и, как водится, ссылка на забугорье для вящей солидности. "Птичий язык" РГГУ-шной гуманитарщины. Такое впечатление, что сами себя стараются убедить, что все так, как должно быть. Агитационный, стало быть, дискурс. Группа поддержки.
У меня кратко по "РП".
Он, конечно, насквозь технологичен, высчитан. Однако же алгебра налицо, а вот с гармонией проблемы. Мало ее одной, алгебры-то.
Итак, ребята с ОРТ задумали восстанавливать нац. идентичность своих сограждан за счет реинтерпретации прошлого и "выпрямления" нашей забубенной истории в линию (что само по себе является мифотворческим актом). В результате за кадром остается весь политико-идеологический нарратив. Называется, подчистили анкету. Как вам этот миф? История России, где нет страны СССР? Это провал в акте самоидентификации, и это чувствует зритель. Миф не должен изобретать реальность, он только описывает ее в чувственных формах на языке архетипов и символов.
Слоган "Мы вас любим" вообще не наш. В русском речевом узусе до падения на наши головы голливудских шедевров отсутствовал напрочь, хотя грамматически и лексически, конечно, в нем все на своих местах. В русской эпистемологии "любовь" слишком сакральна, чтобы фигурировать в бытовых контекстах. Самоописание нации через такое выражение - это псевдонаррация или же описание не той нации (подстановка, подмена). В этом акте самоидентификации русский себя не узнаЁт.
То же самое можно сказать и о слоганах "Это мой город", "Это моя страна". Иноязычная конструкция, насильственно введенная в узус десятилетием реформ. Старик (водитель троллейбуса) так никогда не скажет. Чужая речь. В советской песне пели: "Это наша с тобою страна, это наша с тобой биография". Пели "дорогая моя столица, золотая моя Москва".
Насчет узнаваемости экранных образов: автор выдает желаемое за действительное. Истинность референции клиповых сюжетов к реальности вызывает большие сомнения.
Кадры старой Москвы - тихого,
>спокойного, чистого, любимого города, - дополненные атмосферой раннего
>утра, спокойствия и свежести, образом юной девушки, складываются в
>репрезентацию Москвы (метоним России) как города, который никогда не
>стареет (или постоянно обновляется).
Москва 90-х, тем более в предрассветный час, вызывает у современника совершенно другие ассоциации. Девушка, преспокойненько разъезжающая по ночам на роликах по безлюдным улицам в районе университета не появилась бы после 9-ти вечера ни за какие коврижки ив лучшие-то времена. "Чистые улицы" - в Москве? И ни одного киоска в кадре? Идеализация в мифе тоже имеет свои ограничения. Не верю!
>Кадр 8. Водитель объявляет: "Университет". Девушка отцепляется от
>троллейбуса; старик (приближение), улыбаясь, смотрит ей вслед.
>Кадр 9. Он прощается со своей "пассажиркой" сигналом клаксона, та
>отвечает ему взмахом руки (как в кадре 5).
Идиллическая картинка... В реальности пожилой водитель покачал бы головой на такое вот внезапное выныривание среди ночи молоденькой девчонки из темного проулка и подумал бы, что... Ну, вы понимаете.
>Кадр 10. Девушка катится на коньках по мокрому, чистому асфальту по
>направлению к университету. Мы видим его здание на фоне розовеющего
>утреннего неба. Надпись: "Это мой город".
>Особую роль в "РП" играет кастинг. То, что в клипах "РП" заняты звезды,
>не только делает его популярным и качественным продуктом. Каждый
>персонаж означает поколение и исторический период: с одной стороны,
>когорта "шестидесятников" - Ефремов, Гердт, Михалков и Табаков
>(старшие), Дуров. С другой - Машков, Шевчук и Пугачева - "наша эра", как
>выразился Л. Парфенов.
Возможно и другое прочтение. Кастинг рассчитан конъюнктурно. Означенное старшее поколение для нынешних - никакие не шестидесятники (об этом знают только режиссер с продюсером), а люди из постоянной ТВ-тусовки. Знаки современности и востребованности.
Наиболее очевидна эта функция кастинга "РП" в
>ролике "Это первый" ("Космонавты I"), в котором единство прошлого и
>настоящего символически восстанавливается персонажами (и актерами)
>разных поколений, но которые находятся на борту одной космической
>станции. Партнером Н. Михалкова здесь выступает В. Машков, примерно за
>год до этого сыгравший "нового русского" в "Лимите" того же
>Д.Евстигнеева.
Тогда это тем более режиссерский прокол: хорош "космонавт" с лицом "вора" (еще одна известная роль Машкова). И между ними, по всей видимости, наблюдается такая же "автокоммуникация", как между стариком-водителем и полуночной герл.
>Кадр 3. Медленно проплывающая под ними Земля. Космонавты произносят
>названия российских городов: "Воронеж". - "Житомир". - "Рязань". -
>"Нальчик". - "Кострома". - "Архангельск- нет, Астрахань-Вон там-Видишь?"
>Кадр 4. Тот, что помоложе (В. Машков), добавляет: "В Костроме самые
>красивые девушки". Второй отвечает: "А в Астрахани самые вкусные арбузы-
>И мама моя там живет."
Зритель (про себя): "Да-а... И все это нынче в глубокой..."
А помните сюжет с бранящимися на чем свет стоит тетками-железнодорожницами? Это у них, видимо, на тему "русские бранятся - только тешатся". Я так и не поняла, чего это одна другую крыла с остервенением, чем та не угодила. Впечатление полной нелепицы, как от Ельцина с его 38 снайперами. Театр абсурда.
Добавьте ко всему эти нереальные карамельные краски рекламы и мыльных опер и вы получите типичный масскультовский продукт с идеологической начинкой, сопровождаемый шаманскими заклинаниями "Все будет хорошо".
Все смыслы РП - вторичны. Т.е. они отсылают зрителя не к глубинным архетипам, а всего-навсего к актуальным культурным текстам. Сами понимаете, что от поверхностного продукта можно ожидать лишь столь же поверхностного впечатления. Посмотрел - и забыл. Какая уж там национальная идея. Шалите, братцы.