От полковник Рюмин Ответить на сообщение
К Юрий~ Житель Грозного Ответить по почте
Дата 09.11.2002 02:51:15 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: захват здания КГБ в Грозном

Юрий, здравствуйте.

Хорошо понимаю чувства, которые Вами движут.

А история с захватом национальными революционерами здания КГБ в Грозном всплывала в нескольких публикациях.

Тогдашний начальник КГБ в республике Кочубей уверял думскую комиссию Говорухина в 1995 году, что КГБ «отслеживал ситуацию» (весь этот «бессрочный митинг»-балаган в конце августа-начале сентября 91-го - с плясками, клятвами на коране пролить свою кровь, раздачей сторублевок и мясного варева) и даже ее «контролировал». Что в КГБ республики для «профилактической беседы» вызывали Яндарбиева, а он дал от «окоченела» (ОКЧН) обещание «не нарушать законов». А здание КГБ, по его словам, было сдано потом (когда?) этому Яндарбиеву «по звонку из Москвы». Я должен уточнить выходные данные брошюрки Говорухина, сейчас у меня ее нет, излагаю по памяти.

А вот другое свидетельство, генерала ФСБ А.Г.Михайлова.

«При попустительстве Москвы в Чечне проходят выборы. За первого президента ЧР голосует 85 процентов избирателей, пришедших на выборы (около 10 процентов от населения Чечни). Ингуши в выборах не участвовали. Советский генерал Джохар Дудаев, покрывавший ковровыми бомбардировками братьев-мусульман в Афганистане,
становится первым лицом самопровозглашенного государства. Москва выборы не признает. Впрочем, поспешили отметиться, прислав поздравительные телеграммы самопровозглашенному диктатору, лидеры самопровозглашенных республик бывшего СССР.

Первыми под каток попадают чекисты.

Ликвидация органов власти бывшей ЧИАССР не была полной до тех пор, пока существовали союзные ведомства, к каковым относился Комитет государственной безопасности Чечено-Ингушетии. С руководством КГБ проводились консультации, но было ясно, что так просто они не сдадутся. Посадив в здание своих людей «с целью недопущения уничтожения архивов», «неформалы» готовились к захвату здания.

Для проведения этой рискованной и опасной акции было выбрано воскресенье. Ежедневно «хранителям печати» на двери архива привозилась еда. К этому привыкли, и появление грузовика около здания КГБ не вызывало подозрений. В воскресенье прапорщик-чеченец, увидев в глазок привычную машину, без колебаний распахнул дверь. Более десятка лежащих в кузове боевиков спрыгнули на землю и ворвались в здание. Прогремел выстрел. Дежурный по управлению подполковник Аюбов был смертельно ранен: это не входило в планы нападавших: рана могла стать началом кровной мести, а потому его срочно доставили в больницу, изъяли пулю, а группа аксакалов отправилась к его родственникам заминать инцидент крупной суммой денег.

Склад с оружием был вскрыт (там находилось оружие и ряда управлений КГБ Северо-Кавказского региона, свезенное в Грозный в связи с обострением обстановки в прилегающих республиках. На Северном Кавказе Чечня была самой спокойной), оружие похищено. Прибывшие утром чекисты обнаружили в здании непрошеных гостей, которые уже чувствовали себя хозяевами.

Как вспоминают участники событий, для восстановления законности не требовалось оружие. «Мы бы их разогнали палками!» Но приказа не поступает. Реакция Москвы противоречивая. Председатель КГБ РСФСР Виктор Иваненко после захвата здания приостанавливает деятельность республиканского КГБ, фактически предавая его сотрудников, бросая их на произвол судьбы.

Прибывший в Грозный по его поручению заместитель по кадрам Пятаков собирает изгнанных из КГБ офицеров в... ГАРАЖЕ. Он передает «переживания» Иваненко и предлагает сдать оружие (!).

Это был конец. Самые надежные брошены своими руководителями. Через некоторое время от рук бандитов погибает офицер управления майор Толстенев. С перерезанным горлом его «обнаруживают» в застенках СИЗО новой власти. Комментируя его смерть, Джохар Дудаев излагает свою версию: «Уже известно, что он был задержан при попытке провокации. Судмедэкспертами установлено, что он САМ ПЕРЕРЕЗАЛ СЕБЕ ГОРЛО ОСКОЛКОМ СТЕКЛА».

Руководство КГБ России версию не оспаривает, хотя прекрасно знает, что на теле майора были многочисленные телесные повреждения.

Возмущение, взорвавшее чекистские коллективы России, пытаются тушить шифровками из Москвы — дескать, «сам виноват».

Попытка введения чрезвычайного положения, инициированная Руцким, поддержки не находит. Идет подыгрывание деструктивным силам…» и т.д., в том же духе.

Это из книжки «А.Г.Михайлов. Чеченское колесо. М. 2002»

Исполком «окоченел» своим постановлением «приостановил деятельность КГБ» 5 октября 1991 года, а поскольку на воскресенье приходилось в октябре 1991-го 6-е число – то вот дата захвата здания.

Существует еще «постановление» некого «Временного Совета Чеченской Республики» - такой «переходной структуры», которая должна была обеспечить «декоммунизацию и демократизацию Чечни». Это датированное 4-м октября «постановление» гласило, что «деятельность органов КГБ за все время существования Советской власти не отвечала интересам народа, а руководство КГБ ЧИР, по существу, поддержало военный переворот ГКЧП», а посему деятельность КГБ ЧИР и всех его структур на территории Чеченской республики «прекращается».

Собственно, телецентр, Дом радио и Дом политпросвещения национальные революционеры из ОКЧН захватили 3 сентября, а 6 сентября вломились в здание, где шло заседание депутатов Верховного Совета республики. Депутатов побили, а председателя горсовета Грозного выбросили из окна. А вот нападения на вооруженную власть – это уже позже. Сперва на КГБ, а потом, после провала Указа о чрезвычайном положении, подсунутого на подпись не просыхавшему Борису Николаевичу Руцким и Шахраем (это такой был вроде Бурбулиса), на милицию и армейские части.

Действительно, кабы власть в Москве не занималась в то время дележом той самой власти и собственности, порядок действительно можно было навести в момент, палками всех разогнать.

Сперва все были ослеплены рывком в светлое демократическое будущее, простая публики остервенела от стояния в очередях за "макаронными" и "чулочно-носочными изделиями", а перед борцами с партократией вдруг открылись бескрайние перспективы "реформирования", они только руки потирали. Вот - понимаш. А потом надо было это демократическое будущее отстоять от поползновений красно-коричневых. Не до Чечни было, тем более, что независимая "чеченская республика" оказалась для многих пришедших к власти демократов наивыгоднейшим гешефтом. В общем, происходящее в 1991-1993 годах в Грозном на фоне прочих великих свершений казалось как укус комара во время пожара.

>С уважением, Юрий
Взаимно.
А.Рюмин