От Ольга Ответить на сообщение
К Добрыня
Дата 04.11.2001 00:02:49 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Практикум; Семинар; Версия для печати

В этом что-то есть...

Здравствуйте!

Вы молодец, что перешли к "активным предложениям".
Ничего, что они сырые.

>Не имея возможности дать гражданам экономические возможности, равноценные европейским, следует предложить им некие ценности, превосходящие европейские достижения - сверхсвободное разрешающее законодательство, продвинутые искусство и область нематериальных потребностей. Грубо говоря, каждый гражданин такого общества должен осознавать, что даже имея малый доход, он имеет огромные возможности в реализации своих творческих и гражданских потенциалов.

В самом общем виде - весьма ценная мысль. Конечно, детали нуждаются в шлифовке. Но вы ухватили главное - нашему человеку нужно нечто бОльшее, чем собственный домик и уютный садик с бассейном. Вот это наше преимущество и надо использовать.

Из ваших предложений разделяю прежде всего те, которые апеллируют к развитию и упрочению коллективистских начал. Вот Александра пугают интернаты, лагеря и прочие формы детских коллективистских организаций. Это понятно: он, будучи отцом девочки, имеет право на свои родительские опасения. У меня тоже дочь, и я многие опасения разделяю. Но.
Совсем необязательно изолировать детей от родителей. В "нашем" классе, например, практикуются совместные выезды родителей и детей на природу, на разные экскурсии, участие в спортивных состязаниях, вместе готовим классное помещение к учебному году, празднуем Новый Год и 8 Марта и т.д. Общая установка - делать все сообща, всем миром. Есть и своеобразное разделение труда. Не все папы - увы!- умеют обращаться с молотками и рубанками, не все мамы могут шить шторы. Зато такие мамы и папы помогают иначе: одни, будучи связаны с издательской деятельностью, могут организовать печатание красивых похвальных грамот и поздравлений, другие (коммерсанты) подешевле достают учебники или какие-нибудь подарки детям и т.д. Вот такая самоорганизованная кооперация.
Изоляция от родителей, конечно, должна присутствовать, но дозированно и с негласным, но строгим контролем. Иначе опасения Александра оправдаются.
Более старшей молодежи вообще нравится романтика трудового коллективизма. Вот мои студенты-первокурсники недавно вернулись из "колхоза", где целый месяц собирали яблоки. Я недовольных этим еще не встречала. Все вспоминают "яблоки" с удовольствием и говорят, что хотят повторить. Один гордо сообщил, что лично насобирал чуть ли не полтонны. И никакого меркантилизма, воплей о том, как неэффективно такую рабсилу использовать, и прочей перестроечной нудятины (тогда ныли, наверно, те, кто со скуки киснул в теплой квартире). Да хоть и себя вспомнить! Первокурсная "картошка" - это же навсегда! И как нам потом завидовали те, кто откосил от колхоза...

Если какой-то части молодежи, особенно юношам, хочется спортивности и "милитаризованности" - обязательно поддержать (но только не навязывать).

Организация досуга. Тут тоже использовать естественное стремление (особенно молодежи) образовывать компании, группы по интересам. И удивительно, что среди старших всегда находятся энтузиасты, готовые работать либо за просто так, из интереса, либо за символическую плату. Скучно людям сидеть порознь в своих квартирах наедине с "ящиком". Им хочется и общения, и творчества. Недавно знакомая учительница музыки с упоением рассказывала, как она увидела в зале своей школы детей, чей педагог не пришел по болезни на работу, и по собственному почину отзанималась с ними часа два, разучивая ансамбли (каторжный труд!). А рассказ свой заключила словами, как бы извиняясь: "А чего мне одной дома-то делать? Мне с детьми интересней!"
Воистину: охота пуще неволи. "Свободно выбрать себе дело" - не это ли момент истины?


>- параллельное существование мелкокапиталистической и социалистической сфер хозяйствования - у каждого человека будет постоянный выбор, где и как работать, а также чёткое представление о преимуществах и недостатках того и иного типа деятельности, но без необходимости делать выбор между своей страной и европами.

Разноукладность экономики и образа жизни - тоже хорошее дело.
Пропаганда такого стиля жизни: живу небогато, но интересно, т.к. много общаюсь, весел, жизнерадостен, информирован - словом, современен. Разрушать стереотип "бедноват - значит отсталый". Контрпропаганда: "дорогое (престижное) - не всегда значит лучшее".

Желаю успехов!