"Мы люди православные. В бога не верим"(*)
http://www.atheism.ru/
на сайте много любопытных ссылок и даных опросов. Последние обновления содержат свежие результаты опросов и много неорлинарной информации.
Вообще сабж - это нетривильная тема. Об этом надо отдельно поговорить. Дело не только в разнородных данных (социологиечских)по религиозности. Сама тема"православных"-"верующих"-"неверующих"предполагает деликатный подход и привлечение разных материалов.
По материалам сайта
Вот несколько примеров.
==============
http://www.atheism.ru/archive/archive.phtml?id=326
Росбалт: 31 января 2002 года
В Бога верят только около половины россиян, считающих себя православными
Более 70% россиян считают себя православными, при этом только 9,4% из этих людей действительно ими являются. Такие данные по результатам опроса в 41 регионов России предоставила корреспонденту ИА "Росбалт" президент группы компаний РОМИР Елена Башкирова. По ее словам, опрос свидетельствует, что из тех, кто причисляет себя к православию, только 51,3% верят в существование Бога. Еще 26,1% верят в существование духа, высшей силы или разума. 5,2% вообще не верят в существование Бога, а 17,4% затруднились с ответом.
В то же время, 18,5% опрошенных россиян причисляют себя к атеистам. В этой группе 27% верят в Бога, и только 43,5 % твердо уверены, что Бога нет. 29,4% затруднились с ответом. При этом интересно, что из причисляющих себя к православию 35,2% практически никогда не посещают храмы.
Российские мусульмане, согласно опросу, значительно крепче в вере. Всего к сторонникам ислама себя причисляют 4% опрошенных. Из них 75,6% верят в Бога. Верят в высший разум, силу или дух - 16,7%, затрудняются ответить - 7,7%. Социологи РОМИР отмечают также, что у верующих нет четкого понимания основных положений своей религиозной доктрины. При этом согласно опросу, 29,6% причисляющих себя к православию уверены, что истина только в одной религии. 43,9% считают, что истина есть и в других религиях. 5,4% убеждены, что истины нет ни в одной религии, и 21,2% затруднились с ответом.
Среди атеистов 7,6% считают, что истина есть в одной религии.19,2% думают, что истина во многих религиях, 38,1% убеждены, что истины нет ни в одной религии, и 35,1% атеистов затруднились с ответом.
--------------------------------------
http://www.atheism.ru/archive/archive.phtml?id=214
фом
http://www.atheism.ru/archive/archive.phtml?id=226
"Православный Санкт-Петербург": 3 (107), март 2001 года
55 процентов петербуржцев считают себя православными.
Беседа с директором Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований профессором Валентином Евгеньевичем Семеновым.
- Валентин Евгеньевич, я узнал, что в январе нынешнего года вы вновь проводили социологические исследования среди петербуржцев, которые, в том числе, касались и отношения к религии, к православию. Каковы же результаты?
- С 1993 года наш институт проводит репрезентативные исследования, где затрагиваются вопросы религиозности, конфессиональности, христианской этики. Представлены все группы населения, и возрастного, и профессионального, и образовательного плана, что дает реальный охват, точное предсказание социальных процессов.
В октябре 1993 г. произошло знаменательное событие: больше половины петербуржцев - 53% - стали называть себя православными ( в начале 90-х верующих было только 20%). И понятно, что это вызвано перестроечными процессами, и прежде всего кардинальным изменением политики государства по отношению к церкви. Многие связывают этот взлет с деятельностью митрополита Иоанна. В январе 1995 г. число верующих возросло до 61%, а православных - до 57,5%. Эта цифра сохранялась до середины 2000 г. Но уже в обществе чувствовалось какое-то колебание, население стало прохладнее относиться к религии. А в январе 2001 г. речь идет уже о спаде на 5-6%. 55% петербуржцев считают себя религиозными, 40% - атеистами.
- А в чем причина такого спада?
- Здесь влияет сразу несколько факторов, вся их совокупность. Это и позиция священноначалия, и некоторые внутрицерковные нестроения, и мирская жизнь, которая никак не хочет выправляться. Негативную роль играет младостарчество, когда недавно принявшие сан внезапно становятся слишком мудрыми. А если батюшка приезжает на службу в роскошном мерседесе с мобильником, звенящим в кармане, это не лучшим образом влияет на прихожан, несущих в храм последнюю копейку. Церковь должна резче выступать в защиту населения, обираемого государством, сталкиваемого в пропасть нищеты и бездуховности. Кстати, об отношении людей к верховной власти. 31% опрошенных хотел бы видеть президента России православным, только 6% - атеистом, остальные затруднились ответить.
- Валентин Евгеньевич, но ведь считать себя православным и быть воцерковленным - это не одно и то же...
- Безспорно. Если бы все люди, относящие себя к православным, были воцерковленными, мы жили бы совершенно в иной стране. К примеру, в 1900 г. 85% петербуржцев были православными - по официальной статистике (когда отношение к вероисповеданию подтверждалось справками от приходского священника). А сейчас, по самым осторожным подсчетам, воцерковленных не больше 5 процентов. Это подтверждают и «непрямые» вопросы. Больше всего отождествляют себя с церковью люди старшей возрастной группы, которым за 60, но, что интересно, среди молодежи до 30 лет верующих больше, чем в средней возрастной группе, полностью воспитанной в годы советской власти. Чем выше уровень образования и общественный статус, тем меньше религиозность. То есть, пишут и устанавливают законы для нас, как правило, начальники-атеисты. Среди гуманитариев верующих больше, чем среди технарей, поскольку первые понимают, что человека до конца просчитать невозможно, что не все познаваемо опытным путем. Резкая разница между мужчинами и женщинами: среди женщин верующих 67%, среди мужчин - 39%. Но посмотрим глубже. Был вопрос, касающийся важнейших жизненных ценностей людей. Называлось семь (в произвольном порядке): семья, справедливость, деньги, здоровье, вера, работа, друзья. Что получилось? На первом месте у большинства опрошенных семья (67%), на втором - здоровье (63%), на третьем - работа (34%). А вера - увы! - на последнем - только 16%. Так что, когда дело доходит до жесткого выбора, оказывается, что не такие уж мы и верующие, как сами себя считаем. И разница между мужчинами и женщинами резко сглаживается: среди мужчин веру выбирают 13%, среди женщин - 17%.
А вот как выглядит, по мнению петербуржцев, первая пятерка наиболее замечательных людей ХХ века: В.И. Ленин (18%), академик Сахаров (14%), И.В. Сталин (10%), Юрий Гагарин и Владимир Путин. Самопроизвольно было названо 15 человек, набравших более 1%. Но опять же среди них нет ни одного религиозного деятеля. К сожалению, Иоанна Кронштадтского, митрополита Иоанна (Снычева), патриарха Тихона назвали единицы. Вот вам и наша православность!
- А как вообще оценивают ХХ век петербуржцы и какие надежды связывают с наступившим XXI веком?
- Были и такие вопросы... 49% опрошенных считают ХХ столетие веком общего прогресса, подъема человечества, 20% - веком общего упадка, деградации, 11% - ни тем ни другим, 17% - затруднились ответить. Был такой «жестокий» вопрос: какой бы вы хотели видеть Россию в XXI веке? Ответ: социалистической - 20%, капиталистической - 33%, с элементами того и другого строя - 26%, а сторонников монархической России оказалось только 4%. И в то же время 40% петербуржцев считает, что Россия будет занимать лидирующее положение в XXI веке. То есть, патриотизм все же проявляется, несмотря на то, что людям 10 лет промывают мозги, чтобы поселить хаос в сознании, сделать абсолютно управляемыми. Власть, заботящаяся о благе населения, такого бы не позволила. Нужен хотя бы нравственный контроль над СМИ, над рекламой. Так считают 70% петербуржцев.
15-16% опрошенных знакомы с газетой «Православный Санкт-Петербург». Это хорошая цифра, вселяющая некоторую надежду на то, что число подлинно верующих, воцерковленных людей в нашем городе будет увеличиваться. А тогда и страна будет другой.
Беседовал Николай МЕДВЕДЕВ
--------------------------------------------------------------------------------
Внешние ссылки:
55 процентов петербуржцев считают себя православными. - исходный материал с сайта газеты "Православный Санкт-Петербург"
Ромир: сентябрь 1999 года
Религия россиян
В сентябре независимый исследовательский центр РОМИР провел исследование, посвященное отношению россиян к религии. Исследование было проведено по всероссийской репрезентативной выборке в 41 субъекте Российской Федерации (N=2000, 204 точки опроса). 71,7% опрошенных жителей России сообщили, что исповедуют православие. Ислам исповедуют 4,2% респондентов. У буддизма среди опрошенных оказалось 0,6% приверженцев, у католицизма - 0,4%. Другую ветвь христианства исповедуют 0,3% участников опроса. У протестантизма оказалось 0,2% приверженцев. Исповедующих иудаизм среди респондентов не оказалось. 0,2% респондентов сообщили, что исповедуют какую-то другую религию. Атеистов среди опрошенных оказалось 22%. Отказались отвечать на этот вопрос 0,3% россиян.
Чаще одного раза в неделю, исключая такие события, как венчания, похороны, крестины, религиозные службы чаще одного раза в неделю посещают 1% опрошенных. Раз в неделю в среднем на службах присутствуют 2% респондентов, а раз в месяц - 6,6%. По большим церковным праздникам религиозные службы посещают 17,8% участников опроса. Раз в год на религиозных службах присутствуют 13,7% россиян, а реже одного раза в год - еще 10,4% опрошенных. Практически никогда или вообще никогда на службах бывают 48,3% респондентов. Затруднились с ответом на этот вопрос 0,3% россиян.
На вопрос, существует ли только одна истинная религия, или истина содержится во многих религиях, или ни в одной религии нет истины, 41% россиян ответили, что по их мнению истина содержится во многих религиях. Полагают, что существует одна и только одна единственная религия 21,3% респондентов. Ни в одной религии не находят истин 12,5% россиян. Затруднились с ответом на этот вопрос 22,1% опрошенных. Отказались отвечать на вопрос 3% респондентов.
Для исследования важности Бога для участников опроса специалистами РОМИР была предложена специальная шкала, где 1 означает то, что Бог совсем не важен в жизни респондента, а 10 показывает то, что Бог наоборот очень важен для него. Результаты были получены следующие: 1. Совсем не важен 15,2% респондентов
2. 6,1%
3. 7,3%
4. 7,0%
5. 18,8%
6. 6,1%
7. 7,1%
8. 6,0%
9. 3,9%
10. Очень важен 18,6% респондентов
Затруднились с ответом 3,1%
Отказ от ответа 0,8%
65% россиян признали, что уделяют определенное время молитве, медитации, созерцанию. Совсем не уделяют времени подобным занятиям 32% участников опроса. Затруднились с ответом 3,1% опрошенных. От ответа отказались 1,1% респондентов.
То, что Бог существует, соответствует мнению 33,8% россиян. Существование некого Высшего Духа, Высшей Силы признают 33% опрошенных. Не знают, что думать, 19,6% респондентов. Не думают, что существует Бог, Высший Дух, Высшая Сила, 11,2% россиян. Отказались отвечать на этот вопрос 2,5% участников опроса.
--------------------------------------------------------------------------------
Внешние ссылки:
Религия россиян
Ромир: январь 2000 года
Отношение россиян к сверхъестественным феноменам
В январе независимый исследовательский центр РОМИР, провел специальный всероссийский опрос (N=2000, 41 субъект РФ, 203 точки опроса) по репрезентативной выборке, посвященный отношению россиян к сверхъестественным феноменам. В ходе исследования были получены следующие результаты.
В жизнь после смерти верят только 26% жителей нашей страны. Не верят в нее 45% опрошенных. Затруднились с ответом 29% граждан. При этом в существование ада верят 25,2% опрошенных, столько же респондентов верят в то, что существует рай. Около 30% граждан в обоих случаях затруднились с ответом.
Гораздо больше опрошенных (55,7%) верят в существование греха. Не верят в это 26,1% граждан. Также достаточно многочисленны среди россиян те, кто верят в существование телепатии (41,5%). В переселение душ верят только 24,4% граждан.
В целом, стабильно наблюдается достаточно высокий интерес к проблеме сверхъестественных феноменов, который еще более усиливается в моменты обострения кризисных ситуаций.
----
Religio.Ru: 15 февраля 2002 года
Рост числа верующих в России остановился, считает профессор Мчедлов
Возможности роста численности последователей религиозных организаций в сегодняшней России исчерпаны, заявил директор центра "Религия в современном обществе" профессор Михаил Мчедлов, сообщает "Благовест-инфо".
Об этом, по его словам, свидетельствуют тенденции, которые фиксируются социологами. При этом он указал на различие методик подсчета числа верующих исследователями религии и самими конфессиями.
РПЦ, например, при определении численности своих приверженцев исходит из факта крещения по обряду православной Церкви: таковых, отметил социолог, среди представителей славянских этносов России около 80 %.
Вместе с тем, результаты социологических опросов свидетельствуют, что после бурного прироста числа верующих, который наблюдался до середины 90-х годов (тогда их количество возросло в 4 раза), наступила стабилизация.
Обычно процент определяющих себя православными или мусульманами выше процента тех, кто называет себя "верующим", продолжил Михаил Мчедлов. Таковых в опросах встречается около 20 %. Для этих людей религия является способом этнической или групповой самоидентификации.
40-45 % опрошенных можно отнести к разным категориям верующих. При этом "характеристики религиозности" могут быть разными: например, одни молятся регулярно, другие – от случая к случаю. Ещё порядка 30 % определяют себя неверующими или индифферентными к вопросам религии.
Такая картина, отметил Мчедлов, фиксируется социологами на протяжении второй половины 1990-х – начала 2000 годов. Таким образом, верующие и неверующие составляют на сегодня примерно равные группы в российском обществе.
Вместе с тем, подчеркнул профессор, социокультурный потенциал религиозных организаций имеет большие возможности роста. На это, в частности, указывает факт абсолютного преобладания в обществе положительного отношения к религии. В современном российском политическом спектре лишь "крайние радикалы" допускают публичное неприятие религии.
Положительное отношение населения к крупнейшей религиозной организации страны – РПЦ – остается на протяжении многих лет постоянной величиной. Социолог считает некоторое снижение этого показателя незначительным и объясняет его влиянием текущих событий.
http://religio.ru/news/3187.html
Религии
Как показал специальный всероссийский опрос независимого исследовательского центра РОМИР, проведенный в январе (N=2000, 41 субъект РФ, 203 точки опроса) по репрезентативной выборке, 60,1% россиян могут сказать, что они верующие. Неверующими считают себя 26,9% респондентов. Убежденных атеистов среди жителей России согласно данным опроса - 4,4%. Затруднились с ответом 8,6% опрошенных.
По мнению 55% участников опроса религия дает адекватные ответы на вопросы по проблемам морали и нравственности. Не считают таким образом 23% граждан. Затруднились с ответом 22% россиян.
По проблеме семейной жизни религия дает адекватные ответы по мнению 42,4% опрошенных. Не думают таким образом 34,7% россиян. Затруднились с ответом 22,9% респондентов.
Ответы на духовные вопросы получают в религии 57,3% граждан. Не находят ответов на духовные вопросы в религии 19,7% опрошенных. Затруднились с ответом 23% опрошенных.
Менее всего россияне склонны находить в религии ответы на вопросы о социальных проблемах, стоящих перед Россией. Только 17,7% респондентов полагают, что религия может предоставить такую возможность. Не считают таким образом 53,1% опрошенных. Затруднились с ответом 29,2% россиян.
При этом 67% граждан полагают, что важно совершать религиозную службу при рождении. Не важным совершение обряда при рождении считают 22,4% опрошенных. Затруднились с ответом 10,6% граждан.
При заключении брака важным совершить венчание считают 46,3% опрошенных. Не важным является венчание для 40,2% граждан. Затруднились с ответом 13,5% россиян.
Отпевание считают важным 69,2% респондентов. Не важно совершение этой службы для 18,6% респондентов. 12,2%граждан затруднились с ответом.
Таким образом, можно констатировать, что религия играет все большую роль в различных аспектах жизни россиян и приобретает все большее значение в системе ценностей наших соотечественников.
--------------------------------------------------------------------------------
Внешние ссылки:
Отношение
http://www.atheism.ru/archive/archive.phtml?id=212
ФОМ: 17 Августа 2000 года
Как часто Вы обычно посещаете храм?
Заголовок: "Как часто Вы обычно посещаете храм?"
Опрос показал, что в России 56% населения исповедует православие, еще 3% принадлежат к другим христианским конфессиям. Мусульманами себя считают 5% опрошенных. Еще 1% респондентов исповедует другие религии, а 5% россиян не смогли ответить на вопрос, считают ли они себя верующими. Каждый третий респондент оказался атеистом (31%).
Более трети опрошенных (35%) заявили, что никогда не были в храме. Реже одного раза в год посещают храмы 18% россиян; несколько раз в год - 31%. Чаще, чем раз в месяц, ходят в храм лишь 6% респондентов, причем среди женщин регулярно посещающих храм оказалось 9%, а среди мужчин - лишь 3%.
Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения. 12 августа 2000 года. 1500 респондентов.
--------------:
-
Страна.Ру: 21 декабря 2001 года
Сентябрьские теракты не привели к изменениям в религиозном поведении американцев
Вопреки расхожему мнению, теракты 11 сентября не привели к существенным изменениям в религиозном поведении американцев. Такой вывод содержится в исследовательских материалах, опубликованных 21 декабря компанией Gallup Organization.
Согласно результатам декабрьского исследования, прихожанами церкви или синагоги считают себя 66% американцев, не считают - 34%. В феврале 2001 года на аналогичный вопрос было получено 65% положительных и 35% отрицательных ответов. 34% американцев (+4% по сравнению с февральскими результатами) посещают церковь или синагогу раз в неделю, 11% (-1%) - почти каждую неделю, 15% (=) - примерно раз в месяц, 28% (-1%) - редко, а 12% (-1%) - никогда. С точки зрения 61% (-2%) опрошенных, религия может дать ответы на большинство сегодняшних проблем, тогда как 21% (-1%) респондентов считают ее старомодной и устаревшей.
По словам 41% участников опроса, они посетили церковь или синагогу в течение последних семи дней, тогда как 59% ответили на данный вопрос отрицательно. В феврале полученное соотношение положительных и отрицательных ответов было точно таким же, однако 21-22 сентября (вскоре после терактов) доля людей, посетивших церковь, оказалась выше на 6%. В то же время, опрос показал, что семеро из десяти (71%) американцев придерживаются мнения, что влияние религии на жизнь американцев растет, а 24% считают, что снижаются. В феврале рост влияния религии отметили 39% респондентов, снижение - 55%.
Комментируя результаты опроса, глава компании Gallup Organization Джордж Гэллап-младший отметил, что стали для него неожиданными: "Исследования показали, что многие людей имеют тенденцию поворачиваться к Богу, когда испытывают эмоциональную, физическую или духовную боль или находятся в смятении. Учитывая данный факт, я предполагал, что это нечто подобное произойдет после нападений".
Репрезентативный опрос Gallup Organization был проведен 14-16 декабря 2001 года на случайной выборке 1019 американцев в возрасте от 18 лет и старше методом телефонных интервью.
Оставить отзыв. (0)
http://www.atheism.ru/news/
Фаликов Борис
Бог и мультик
Недавно американцы пришли к выводу, что их религиозная жизнь наиболее полно отражается в смешном мультяшном сериале про семейку Симпсонов, 70% сюжетов которого, по статистике, затрагивают религиозную тематику, а 10% посвящены ей напрямую. Один из крупнейших англиканских богословов архиепископ Уэльский Роуэн Уильямс назвал сериал «тончайшей пропагандой здравомыслия, смирения и добродетели».
«Симпсоны» пользуются в Штатах колоссальной популярностью. Вечером в воскресение сериал смотрят около 15 млн человек, за пределами США -- 60 млн зрителей в 70 странах (у нас Симпсоны поселились на REN-ТВ). Однако когда в 1989 году «Симпсоны» были запущены каналом Fox, они породили весьма неоднозначную реакцию. Джордж Буш-старший на президентских выборах 92-го года заявил: «Наш народ должен быть ближе к Уолтонам, чем к Симпсонам». («Уолтоны» -- сладенький сериал про семью, преодолевающую тяготы депрессии 30-х). Судя по тому, что выборы Буш проиграл, народ оказался ближе к Симпсонам.
Особую ярость мультик вызвал у протестантских фундаменталистов. В соседе Симпсонов Нэде Флэндерсе они без труда различили одного из своих, и карикатура им очень не понравилась. Нэд платит десятину не только своей церкви, но еще и семи другим («на всякий случай»). Дверной звонок исполняет у него мелодию одного церковного гимна, а автомобильный сигнал -- другого. Узнав, что соседские дети до сих пор не крещены, он пытается крестить их тайком от родителей. Но при всей своей набожности Нэд иногда впадает в изрядные искушения. Всю ночь прокутив с соседом в Лас-Вегасе, он, судя по всему, совершает грех двоеженства, обвенчавшись с официанткой. «Клевета. Мы не такие!», -- возмущались фундаменталисты, не желая замечать, что Нэд изо всех сил помогает ближним. Когда городку угрожает падение кометы, он строит бомбоубежище и пускает туда всех жителей, а сам без места остается на улице. В другом эпизоде вообще отдает для пересадки легкое и почку.
Духовенство представлено в «Симпсонах» пастором местной церкви преподобным Тимоти Лавджоем, который своей высшей религиозной заслугой считает новый пол в храме. Над входом в церковь красуется изумительный плакат -- «Господь приветствует своих жертв». Как и американский протестантизм, преподобный соткан из противоречий. С одной стороны, он вылитый фундаменталист («наука вновь не выдержала сокрушительного натиска религиозных доказательств»), с другой -- не чужд толерантности, переходящей в безразличие. Когда Нэд обращается к нему с просьбой срочно крестить младших Симпсонов, Лавджой занят любимым делом -- гоняет игрушечный паровозик. «Нэд, а почему бы тебе не обратиться к другим религиям, в общем-то, никакой разницы», -- ошеломляет он полного рвения прихожанина. После чего с паровозиком случается катастрофа. И это не единственное прямое вмешательство Творца в сюжет сериала. Гомеру, которому от Всевышнего требуется максимум пара лишних билетов на футбол, а в церковь ходить лень, Бог терпеливо объясняет, что ходить надо, хотя и сам он не в восторге от проповедей пастора Лавджоя. В другой раз, когда в доме Гомера случается пожар, но погорелец все еще не верит в гнев Господень (ведь огонь перекинулся на жилище праведника Нэда), Бог для пущей убедительности проливает из маленького облачка на соседский дом спасительную влагу. Не оставляет Господь заботой и Барта, хотя тому милее общество дьявола. «Лги, накалывай, воруй и слушай металлистов», -- напутствует сатана своего маленького адепта. Но когда Барт выпрашивает у Бога еще один день на подготовку к экзамену, тот не отказывает отщепенцу -- устраивает снежную бурю, и школу закрывают. «Честь закрытия этой школы принадлежит Богу», -- скромно заявляет Барт.
Конечно, это сатира. Но не богохульство. Со временем это начали понимать и сами объекты сатиры. В 1997 году журнал евангеликов PRIZM (именно к этому направлению принадлежит «святой Нэд») признал: «Нам не хватает чувства юмора. Без него мы теряем способность видеть свои недостатки». Курс про незадачливую семейку и их соседей вводится теперь в семинариях... И в этом есть резон. Обычно фундаменталисты объясняют свою патологическую серьезность тем, что Иисус в Евангелии ни разу не улыбнулся. И демонстрируют этим невероятную гордыню, ставя себя вровень с Богом. Посмеявшись над своим нелепым отражением в кривом зеркале мультфильма, они проявили вполне христианское смирение. А стало быть, «тончайшая пропаганда» сериала, о которой говорит англиканский архиепископ, подействовала и на них.
=============
и последняя ссылка
http://www.atheism.ru/library/Fenko_1.phtml
-