|
От
|
Pout
|
|
К
|
Леонид
|
|
Дата
|
19.03.2002 09:59:26
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Хрестьяне мы, как же нам без крещения в Иордани-то
Леонид сообщил в новостях следующее:48812@kmf...
> В нынешнем обществе религия в массовом сознании является средством
национальной самоиндентификации. Осознают себя русскими. Потому и
называют себя православными.
так было в коллективном бессознательном народа и раньше. Находило
отражение в языке и речи. Крестьяне, они же христиане (фактически одно и
то же слово в простонародье)
А вот в Владыку неба и земли - не верят.
> Более того. В массовом сознании священник - это подательздоровья и
шаман. Обряды многие совершают "для здоровья". бабули ( и их очень
много) верят, что посещение храма, исповедь и причастие нужны прежде
всего для здоровья.
Про прагматическое отношение народа(хрестьян) к священникам хорошо и
свежО в книге Бердинских"Крестьянская цивилизация"( я тут постил
отрывок,"Иван и его вера")
Это сборник свидетельств вятских крестьян, получилась "устная
история"крестьянской цивилизации в 20 веке. Но не только"маг-шаман".
Священники были в деревне "наше все" по части культуры, это"традиционная
интеллигенция". Было и ушло
Тут утилитаристское отношение к культу, требам,обрядам на первом месте.
У образованных ,"биржевиков"(моя цитата про фондовую биржу - это из
крупного русского социолога Питирима Сорокина) - институт индивидуальной
психотерапии.У женщин это более выпукло видно. Лицемерно-лукавая игра с
"отпущением грехов" тоже важна. Предельно утилитарное отношение(см.
статью из "Огонька", это типичный образчик новорусской "моды на
отпущение грехов"). Греши вдоволь, а потом тебе красиво и
лагородно( плюс эффекты в процессе обряда, душевно все поставлено должно
быть,комфортно )все отпустят. В пределе. как мне рассказывала одна
грешница,- есть в Армении такая арка около православного храма, надо под
ней пройти, и все грехи тебе отпустятся. Спросил - в еще чего-то нужно
делать-то. Да нет говорит, всего делов.
Не вхож в этот круг, но давненько попался мне диспут одного знакомого
молодого шустрого священника, очень модного о.Александра Борисова -
знавал его ,он был и депутатом Моссовета. и его округ, где был его
приход, граничил с моим. Шустротой и мобильностью напоминает о.Федора,
который алкая свечного заводика " к обновленцам подался"Диспут насчет
концепции воздаяния с матерым культурологом Ароном понимаешь Гуревичем.
Гуревич выполоскал по всем принципиальным позициям молодого попа как
тряпочку, благо он крутой специалист по средлневековому менталитету .
Модернистская утилитарная церковная концепция воздаяния , это дешевка
для самоуспокоения и той самой психотерапии, прежде всего.
Про принципиальную разницу _обряда_как действа и его внешней имитации у
современных обывателей ярко и ясно написал ведущий антрополог Бронислав
Малиновский(тут вон рецензия на его книгу , где"Салинс"). Он берет
пример обряда над новорожденным в древности и современный. Разные
смыслы и функции. Там это важнейший организующий момент, влияющий на
дитя и его душу, у нас - жалкое подобие, туфта . Для окружающих, а не
для дитяти.
Но вообще организующее значение ритуального поведения - огромна тема.
Тут с Лоренца надо начинать, с этологии. Там знаменитый гусь у него уже
начинает ряд ритуального поведения. Про приматов уже свой разговор.
Без ритуалов и обрядов нельзя, это внутренний движок поведенческой
системы Туфтить только не надо, с своекорыстной подкладкой. "Мы это все
ради дитяти...". Да ради себя вы это.
> А какие самые посещаемые церквоные праздники? Кроме Пасхи? Это
Крещение (а вовсе не Рождество), когда приходят за святой водой.
Магия в чистом аки слеза виде. Пусть "они"("биржевики") опровергают,
кишка тонка.Насчет Крещения это еще и "профессиональный
раздник"моржей( у нас тут несколько команд в Тушине). В ночь приходит
масса стороннего народа . Иордань не воздвинаем, а эти халявщики
разпришли и уйдут. свечки для освещения в вагончике нужны. Детки малые
сигают голышом под ногами, их споласкивают водичкой. Наслушаешься всего.
Мы то , хрестьяне, люди простые - нырь в пролубь и всего делов. А тут
целая концепция, у этих женщин из тоже простых. Короче я понял так. Вода
под воздействием агента(call it
дух святой, а можно и кашпировский, один черт) на некоторе время
становится"заряженной"(целебной силой). Свойства свои она сохраняет
недолго...ну там по экспоненте видимо "заряд" уходит. Потому все
стремятся подгадать к пику заряда. В каноне это "колыхание" воды
приурочивается к сошествию Духа . Так понял, что в 0.00 по Москве
Я лично колыхал в 12 ночи , заодно с командой, но самых рьяных и алчущих
пропустили по секундомеру вперед.
Вода ледяная, талая и т.п.(между нами говоря)очень полезна без всяких
наворотов, там прежде всего в хитрой физике и химии дело.
Научнопопулярная книжка про воду , если хорошо написана - немалая и
весьма нетривиальная. Проще обойтись для забывших Физику Перышкина таким
вот эрзацем. Заряд, эффекты, таинственные флюиды - магия короче
>Вербное воскресенье, когда раздают вербы. Пятидесятница - освящают
березы. Правда, Цветной Триодью это не предусмотрено, но во многих
храмах вошел этот обычай - кропить святой водой березовые
ветви.Преображение - когда освящают яблоки.
Лепота!(без иронии). Это по нашему, по-хрестьянски, по-православному.
>И дни поминовения усопших. В них храмы ломятся - ведь в каждой семье
есть покойники. Маккавейский праздник (Медовый Спас) пользуется меньшей
популярностью, но приходит народа много. Интересно, но утреняВеликого
Пятка, когда читают страстные Евангелия пользуется еще меньшей
популярностью. А ведь там можно принести домой огонь от свечи. Видимо,
это связано с тем, что большинство народа причащается в Великий
Четверток утром. И манкируют посещением службы вечером. Интересно, но на
Успение в тех храмах, где совершается чин погребения Богородицы и
раздаются цветы с плащаницы более посещаемы, нежели те, где такого
обычая нет.
> Вопарос этот интересный и неоднозначный. ТНадо его поднять.
надо, надо.