От Георгий Ответить на сообщение
К Almar Ответить по почте
Дата 17.11.2000 12:51:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Да-да

"Тотальная манипуляция выходит из под контроля самих манипуляторов, превращая их же самих в заложников манипуляции, что угрожает самой сущности человека как разумного существа".

Это было сказано в "Манипуляции" у С. Г. Однако С. Г. проводит разницу между просто "обманом" и "манипуляцией".
"Манипуляция" - это когда человек "сам хочет", причем вовсе не того, от чего ему объективно лучше. Тут вступает в игру Ваше возражение:
"Ведь что такое интересы человека? Вот ком.идеология, религия и демократия убеждают человека, что воровать стыдно и нехорошо, даже если нет опасности быть пойманным. Но разве это не противоречит конкретным интересам этого данного человека?"
Действительно - философия. Другое дело, что поскольку сам-то человек не хотел бы, чтобы у НЕГО что-нибудь украли (нравственная максима: поступай с другими так, чтобы... ну и т. д.)
Или вот дилемма: что лучше - иметь возможность читать Соловьева, Хайека, в конце концов и Кара-Мурзу, или не бояться потерять работу, бесплатное образование для детей... Прямо могу сказать - в благополучное время нашу семью "философия", "социология" и "идеология" абсолютно не интересовала, так же как средневековых мирян не интересовала Библия (они читать не умели). Мы имели все, что нам было надо, а в соответствии с марксизмом, "правами человека", "священными штучками" ли это было - да с..ть на это.
Или вот, например. Честно говоря, я думаю, что, скажем, восточноевропейцы не моглип понять русских, а русские - восточноевропейцев, потому что те методы наведения порядка, которые привычны ЗДЕСЬ, не являются привычными для НИХ. И многие русские (советские) люди не могли понять, что же тут такого ужасного (тем более зная, что уровень жизни в Вост. Европе большей частью всегда был выше, чем в СССР). Так же как я не могу понять "интеллигентские стенания" людей, имевших "тогда" деньги, дачи, поездки за границу и пр., насчет того, что им "чего-то не давали"; напротив, были бы все основания мне им завидовать (хоть я и не завидовал).