От Pout Ответить на сообщение
К alex~1 Ответить по почте
Дата 24.02.2002 19:32:01 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Герой и героическое поведение

я ограничиваюсь, как уже сказал, "исторической частью". Че Вы лаетесь?не
надоело?
хватит уже, выяснили, ху из ху. Давайте о вечном

alex~1 сообщил в новостях
следующее:46989@kmf...
>
> В этом смысле - есть компонента. которая не только "не изменилась", но
> даже полиняла, по сравнению с эпической классикой. На полинялых
> образцах спортсменов глубокого смысла не ухватить. Чтобы понять суть
> героя как архетипа, смыслообраза и как "матрицы" - надо брать не
Конана,
> не его дальнейший утилизационный в масскульте образ Шварцнеггера (он
> лучший тем не менее, тоже классика жанра, в отличие от какого-нибудь
> ЖанКлодКилли), а Зигфрида, Гильгамеша,гомеровских героев. И будет все
> очень нетривиально и интересно. .
>
> Действительно, очень интересно. Я, например, заинтересовался. Без
всякой
> иронии - что означает " Герой -(и злодей)- это наше все
> в масскульте и пропаганде. Архетип из архетипов всех человеческих
> общностей -от племени до империи- (прости господи за жаргон) - это
пара
> мы-они". Поподробнее, если можно.

"сам сказал"
===========
Б.Ф.Поршнева ищите в сети, он есть( я проверял). "В начале человесеской
истории". Про Мы-они , это там подробнейше расписано.


Процитирую из дискуссий на ВИФ1.

(1)
================================
От эпического героя не требуется высоты духа и моральных
побуждений, они вообще внеморальны и внеэтичны. Отслеживается и
прославляется прежде всего последовательность , чистота и
мощь(физическая)выполнения миссии. Тогда часто - долга мести. Вовсе не
обязательно мести именно обидчику, "эффективной"если употреблять это
слово считалась 1)отложенная 2)направленная на наиболее наносящий урон
врагу объект 3)изощренная, неслыханная, потрясающая воображение месть

=================
(2)
Потрясающая воображение - это и есть ...мнэ-эээ... красоты небывалой и
неслыханной. Это и ценилось.

Речь идет именно о героическом по определению. Самая древняя
литература, эпос - почти весь про некие выдающиеся деяния, которые при
ближайшем рассмотрении оказываются типичными образцами поведения героев.
Типическими на все времена для всех народов.
Потом, в Вашем постинге (и параллельных)прально акцентируется
_эстетическая_сторона таких поступков.
Потрясающе "красивые", достойные благодарной памяти потомков
поступки потому и кристаллизовывались в эпос, что поражали воображение.
"А больше не о чем и рассказывать", кроме таких выдающхся вещей. Кроме
как о них,плюс попутных приключений героев, литературы сказители не
создавали и саги не составлялись.

Критерии оценки я в этой связи указал.
Главный критерий - эстетический. Потому и эпос создавали каждый народ
про своих героев. Есть даже стадия в истории каждого народа , которую
называют"героическим"врменем. У греков - 12-13 в до нэ, у германцев -
4-5 в нэ, у шумеров - нач.3 тыс до нэ, у русских - ну там...былинное
время....

А основная функция искусства -воспитание чувств("Психология
искусства"Л.С.Выготский).

Главное - потрясающий душу человека КАЙФ!!!от столкновения с небывалыми
делами героев.

========
(3)
====
Сага, или легенда, не просто повествование, а
эмоционально-подсознательный детонатор, вызывающий у слушателя в первую
очередь заложенные подкорковые ассоциации.
В этом смысле имеет даже смысл просто ЧИТАТЬ сагу, или ПРИСЛУШИВАТЬЯ к
ней.

Я довольно долго искал методический подход который позволил бы
квалифицированно прислушиваться к "преданиям"и тому подобной ли-ре.
Это оказывается вполне научная задача. То есть, существуют
"алгоритмы", помогающие не просто"раскодировать"древние тексты, но и
мысленно окунуться в соответствующую историческую ситуацию, когда
создавался тот или иной вид эпоса.
Конкретно _по сагам_ ( Я уж буду сегодня давать точные отсылки на
авторов, которых считаю авторитетными)- это академик
М.И.Стеблин-Каменский
и особенно его книга"Мир саги" и"Становление литературы"(Л.Наука 1984)
а еще самый известный наш мидиевист А.Гуревич (Эдда и сага М.1979 и
другие
его книжки).
Это совершенное нечто. То есть особый тип письменности,
соответствующий тому и только тому типу менталитета, который был
свойственен
скажем дохристианскому, догосударственному типу общества (если брать
саги об исландцах). Там была самопомощь, там был долг мести, там царили
масштабные эмоции и чувства, которые иногда нам совершенно чужды, а
иногда дают ключ к поведению людей в экстремальных и пограничных
ситуациях,
к психологии, которая порой всплывает и теперь в войне.
Взять ситуацию героического поведения. (Вообще обычные людские
делишки
создателям и слушателям саг совершенно неинтересны).
Смерть в сагах интересует сказителя тогда, когда это насильственная
смерть, только она и есть событие. Особенно интересует сказителя(и
аудиторию) герои и их поведение.
Отличительная черта героя - презрение к смерти, "деловое"поведение
(выполнение долга, часто долга мести ).

В Сагах об исландцах никогда не встречается описание страха,
вызываемого
смертью.Но постоянно рассказывается о случаях отсутствия такого страха.
Последние слова человека перед смертью носят "деловой"характер. Человек
сделал свое дело. И "информирует"об этом или подчеркнуто отстраненно
выдает некую сентенцию. "Они в моде теперь, эти широкие наконечники
копий",
цедит герой, сквозь дверь сзади проткнутый копьем и видящий вышедшее
из груди острие. И падает замертво.
Такое отношение толкуют как проявление героических идеалов
язычества а для христианской эпохи - часто объясняют христианской жаждой
мученничества.
Но Стеблин копает глубже .Никогда такие поступки не совершаются в
состоянии аффекта, долг (мести)навязывал себя человеку с такой силой,
что он шел на любой риск и жертвы, чтобы его выполнить, а для этого
нужно было выдержка и терпение, время, сноровка. "Только трус мстит
сразу, а раб - никогда".

Рассказы о смерти героев в сагах на современного человека,
по-другому относящемуся к смерти, могут вызвать комический эффект и
казаться несуразными . Мы просто измельчали по сравнению с теми воинами.

Короче, георическое поведение - наследие традиции и архаики, и
судить его надо по его законам, а не измышлять невесть что про героев
этого типа общества. Ключ к такому типу поведения дает "прислушивание" к
сагам.
Полный бред считать таких людей рабами страсти, жертвами "пропаганды",
жертвами аффекта. Можно конечно и всю эпическую героическую поэзию
считать пропагандой и агитацией, но лучше знать ее правила и каноны -
это помогает понять этот тип поведения. Люди, воины просто делали свое
дело до логического конца не любили базара по сему поводу.


=====================