|
От
|
А. Гуревич
|
|
К
|
C.КАРА-МУРЗА
|
|
Дата
|
23.01.2002 14:49:32
|
|
Рубрики
|
Крах СССР; Семинар;
|
|
Живучесть сложных систем
"Раз советский строй пал, он непригоден в принципе. Я не согласился …"
С этим согласиться невозможно, поскольку понятие "непригоден" весьма туманно.
"критерий неуязвимости является негодным для оценки системы в целом"
Для оценки систем применяют понятия "надежность" и "живучесть", связанные с устойчивостью системы к внешним воздействиям.
"авторы тезиса об общей непригодности системы сами снимают свой тезис "раз погиб, значит, негоден". Они признают, что сам факт гибели недостаточен, надо выяснять, чума ли это была или рак и т.п."
Факт гибели однозначно свидетельствует о недостаточной живучести системы (а "непригодность" – это опять неизвестно что). Можно ли было повысить живучесть, не демонтируя систему – вопрос, на который нужно ответить.
"Вернемся к критерию неуязвимости. Применять его в целом к большой системе, оценивая ее структурно-функциональную пригодность, по-моему, нелепо (так что даже возникает подозрение в "провокации с целью оживить дебаты"). В большой системе есть подсистемы жизнеобеспечения, развития, защиты и т.д. Сбой или дефект подсистемы никак не говорит о порочности других подсистем."
Для гибели системы, не обладающей живучестью, достаточно отказа одной или только небольшой части подсистем. А насколько были хороши другие – значения не имеет.
"Даже в такой сравнительно простой системе, как сбитый самолет, требуется выяснить, какая подсистема оказалась несостоятельной…"
Этого мало. Главным в сложной системе является то, что она состоит из большого количества связанных между собой элементов. Живучесть системы обеспечивается не только качеством элементов (подсистем), но и структурной схемой, организацией взаимодействия элементов и системой управления.
С моей точки зрения, если уж проводить аналогию с самолетом, то отказала система управления, не имеющая элементов автоматики с обратными связями. Самолет стал настолько сложным, что летчик не мог уследить за показаниями всех приборов, не успевал вовремя реагировать на обстановку и управлять всеми системами. Вряд ли нас может утешать тот факт, что двигатель был самым мощным в мире.