>сформулировать "зачем нужно образование и в чем его смысл"?
кому нужно?
"нужен хомут лошади и в чём его смыл?"
Для начала нужно определить систему координат и выделить плоскость (из множества плоскостей) по которой будем делать срез для посмотреть на этот вопрос.
Тот мир, который нас окружает, можно описать научно. Но не весь. Там, где научных данных и теорий/гипотез не хватает, те "дырки" приходится затыкать метафизикой - иначе трудновато жить с дырявым мироощущением и миропониманием.
если совсем коротко, то имея в распоряжении мир из материи-энергии-информации та часть живой материи, которая называет себя человеками и может существовать только лишь в форме социума, в результате усложнения (пока непонятно по какой причине оно происходит) овладевает способами и методами управления этими тремя составляющими. И не важно, что отнять у социума (путём ли перераспределения от большей части социума в пользу меньшей, в результате ли природных катаклизмов) - материю, энергию, информацию - это приводит к разрушению структуры (то, что никакая сложная система не способна вернуться на предыдущий этап развития, но только разрушиться - знают все).
Образование и есть набор методов и способов обработки информации. Образование есть у всех мыслящих существ. В том числе и бабуинов (от которых мы не так далеко ушли, к сожалению). И катехезиз есть образование, и лекции по термеху или сопромату - тоже.