Давно назрела потребность дать хотя бы краткое определение сущности
западной рациональности, как специфической черты западной
цивилизации.
Конечно для такого определения прибегать к западному же
инструментарию рационального мышления абсолютно бессмысленно.
Поэтому прибегнем к "восточному инструментарию". Процитируем русского
святого 19 века Феофана Затворника
Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения)
«...Остановившиеся на лжи, все заблуждающиеся в вере: язычники,
магометане, иудеи, особенно натуралисты, те, кои думают,
что для познания Бога и своего спасения достаточно естественных
сил человека, своего ума и самодеятельности. Это заблуждение
иначе называется рационализмом. …
Теперь процитируем академика Степина В.С.:
"Основу западного пессимизма и нигилизма Нового времени составил
сформировавшийся в западной культурной традиции идеал истинного
знания как безусловной ценности, не нуждающемся в дополнительном
этическом обосновании. - Более того, рациональное обоснование
полагалось основой этики. Иначе говоря, истинное знание задает
ориентиры нравственного поведения.
Для восточной культурной традиции был характерен принципиально
иной подход. Здесь истина не отделяется от нравственности,
и духовное совершенствование полагается условием и основанием
для постижения истины".
То есть рациональное мышление есть по своей сути безбожное и внеэтическое
мышление, полагающее, что для познания истины или по крайней мере
полезных для человека истин достаточно одних только интеллектуальных
усилий человека, без напряжения нравственной воли, не говоря уже о богообщении.