От Игорь Ответить на сообщение
К K Ответить по почте
Дата 27.08.2016 13:52:22 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Модернизация; Компромисс; Версия для печати

Сущность западной рациональности

Давно назрела потребность дать хотя бы краткое определение сущности
западной рациональности, как специфической черты западной
цивилизации.

Конечно для такого определения прибегать к западному же
инструментарию рационального мышления абсолютно бессмысленно.
Поэтому прибегнем к "восточному инструментарию". Процитируем русского
святого 19 века Феофана Затворника

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения)
«...Остановившиеся на лжи, все заблуждающиеся в вере: язычники,
магометане, иудеи, особенно натуралисты, те, кои думают,
что для познания Бога и своего спасения достаточно естественных
сил человека, своего ума и самодеятельности. Это заблуждение
иначе называется рационализмом.


Теперь процитируем академика Степина В.С.:

"Основу западного пессимизма и нигилизма Нового времени составил
сформировавшийся в западной культурной традиции идеал истинного
знания как безусловной ценности, не нуждающемся в дополнительном
этическом обосновании. - Более того, рациональное обоснование
полагалось основой этики. Иначе говоря, истинное знание задает
ориентиры нравственного поведения.

Для восточной культурной традиции был характерен принципиально
иной подход. Здесь истина не отделяется от нравственности,
и духовное совершенствование полагается условием и основанием
для постижения истины".

То есть рациональное мышление есть по своей сути безбожное и внеэтическое
мышление, полагающее, что для познания истины или по крайней мере
полезных для человека истин достаточно одних только интеллектуальных
усилий человека, без напряжения нравственной воли, не говоря уже о богообщении.