От Durga Ответить на сообщение
К И.Т.
Дата 26.11.2015 16:38:32 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Тексты; Версия для печати

И отписал царь крестьян… #Он разжигает

Прогонит ли Путин Ротенберга?
+T-
«И отписал царь крестьян…»

http://snob.ru/profile/29659/blog/101212

Во вторник дальнобойщики Петербурга добрались до Смольного и провели рядом с ним стихийный митинг. До этого они показательно сожгли покрышки. На Урале водители заблокировали Тюменский тракт. А водители большегрузов Волгоградской области пообещали идти походом на Москву, чтобы там озвучить властям свои требования.

Это новости только одного дня, вторника. До этого дагестанские дальнобойщики выступили с угрозами доехать до Москвы и заблокировать МКАД. В этом регионе — самые активные протесты. Народ в республике небогатый, многие здесь занимаются транспортировкой товаров, в том числе транзитной, в Москву и другие регионы. Новая плата для них чувствительна. Сейчас они не покидают свои машины на обочинах, спят в них. К ним присоединяются, пересекая границу, дальнобойщики из Чечни, которые в своей республике на протесты выйти не могут.

В понедельник глава Сбербанка Герман Греф раскритиковал систему «Платон». «Очевидны ошибки в проектном направлении», — заявил он.

Очевидно, впрочем, что никаких расчетов и не делалось. Или если они были, то носили формальный характер. На «Платон» потратили почти 30 млрд рублей, это был кредит, и теперь фирма-разработчик (в которой 50% принадлежит сыну видного бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю и еще некоторая доля — «Ростеху») без конкурса взяла систему в концессию, чтобы вернуть потраченные на нее деньги. В результате из примерно 40–50 млрд рублей сборов 10 млрд пойдет этой самой фирме как вознаграждение и возврат затрат. Все это напоминает что угодно, но только не «плату за ущерб, причиняемый дорогам». Скорее феодальный откуп или дань.

И нужны ли были столь масштабные вложения, если «Платон» в первые же дни работы дал сбой и фуры встали по всем трассам России?

Напрашивается версия, что «плата за ущерб дорогам», добавившаяся к налогам, которые и так уже платят дальнобойщики, была нужна, чтобы финансово «помочь» близкой к Владимиру Путину семье Ротенбергов, пострадавшей от санкций. Попытка сделать это уже предпринималась ранее — давайте вспомним так называемый «закон Ротенберга».

Что ж, ресурсы, из которых можно извлекать ренту, сокращаются и потому в ход идут новые поборы с бизнеса, в данном случае транспортного, и косвенно — с населения, которому платить за дорожающие товары. Как говорят близкие к фирме Ротенберга-младшего люди, обсуждается дальнейшее расширение платы на фуры меньшего тоннажа, а если все пойдет успешно, то и на другие категории транспорта. Под тем же предлогом восстановления дорог, хотя, наверное, правильнее было бы эффективно использовать уже собираемые в дорожные фонды средства, а заодно более качественно строить дороги.

Все бы хорошо, но введение платы (которое откладывали несколько лет) пришлось на период ухудшения экономики, роста цен, падения уровня жизни людей. В стране уже идут социальные протесты, они связаны с увольнениями с предприятий, введением платы за капитальный ремонт. В Москве — с введением платных парковок. Пока протест носит тематический характер, он касается разных проявлений социальной несправедливости, но не недостатков политической системы.

И дальнобойщики протестуют пока что тоже не из-за личной неприязни к Ротенбергу или близкой к власти олигархии, а из-за реальной невозможности прожить на те деньги, которые остаются у них после всех трат. Если расчеты РБК верны, то от чистого дохода дальнобойщикам придется отдать еще четверть «Платону». В России зарегистрировано более 2 млн большегрузных машин, значит, от «Платона» страдает немалая часть работоспособного населения (включая их семьи).Но если в ближайшее время власть не пойдет на уступки, логика «другу Путина все можно» способна привести к первому масштабному экономическому протесту, схожему с тем, что был из-за монетизации льгот в 2005 году. А так как сейчас не тучные годы и кризис действительно серьезно ухудшил положение людей, могут появиться — и уже появляются — политические лозунги.

Молчание Кремля

Сначала дальнобойщики пытались обращаться напрямую к Путину. А к кому еще? Чиновники не реагировали, либо еще больше подливали масла в огонь: то депутат Евгений Федоров обвинит их в связи с США, то губернатор Архангельской области Игорь Орлов назовет их «безмозглыми». Да и вообще, «царь хороший, бояре плохие». «Путин, прогони Ротенберга», — было написано на плакатах протестующих владельцев фур. Такого эффекта за несколько лет не смогли добиться Навальный или партия «Парнас». «Мы не пятая колонна», — подчеркивали дальнобойщики.В Кремле в ответ комментировали, что «не склонны преувеличивать и излишне драматизировать» ситуацию с протестами дальнобойщиков. Об этом заявил Дмитрий Песков. Там получают информацию о протестах, но вмешиваться не будут: «Это вопрос правительства». В правительстве в ответ предложили снизить штрафы за неуплату проезда и немного смягчить требования при пользовании «Платоном».В понедельник риторика дальнобойщиков изменилась. «Путин как гарант Конституции должен защищать всех этих рабочих! Он не защищает, не выступает за нас», — кричит дагестанский дальнобойщик в нашумевшем видео. Лидер межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов и вовсе заявил: «От президента Владимира Путина мы уже не ожидаем помощи, как в начале забастовки. Его рейтинг в среде дальнобойщиков с каждым днем все больше стремится к нулю».Насколько долго власть сможет продолжать делать вид, что проблемы не существует? Что нужно, чтобы она пошла на уступки: приезд дагестанских дальнобойщиков в Москву? Новые пробки?

Между тем у Владимира Путина традиционная дилемма — чьи интересы поддержать: «податного народа» или своих друзей? Пока что выбор он делал в основном в пользу последних. Власть привыкла, что любой протест ей удается погасить или переждать, потому что она контролирует все институты. Оппозиция, поддержавшая дальнобойщиков, не имеет нигде большинства. Влиятельные общественные структуры, в том числе ОНФ, стараются проблему «не драматизировать». Телевизор работает по «темнику».

Думаю, что если правительство сейчас и пойдет на новые уступки, то потом постепенно снова, шаг за шагом, под другой маркой, оно вернет первоначальные правила перевозок — 3,73 рубля и т. д. Потому что затронуты интересы слишком важных людей.

Сейчас все зависит от того, насколько дальнобойщики будут готовы не отступать. Говорят, все больше фур регистрируется в «Платоне», часть транспортников согласна «слить» протест, колеблются и некоторые их профсоюзы. Если это произойдет, то власть продолжит свою политику — возмещения своим друзьям потерянной от кризиса ренты за счет даней и откупов. Вопрос, таким образом, стоит более широко, чем собственно конкретные финансовые потери дальнобойщиков.