|
От
|
geokon
|
|
К
|
Ikut
|
|
Дата
|
10.11.2015 23:22:21
|
|
Рубрики
|
Прочее; Семинар; Тексты;
|
|
Re: О разнице...
> http://aridmoors.livejournal.com/438055.html и http://aridmoors.livejournal.com/438721.html
>каким путем я пришла в науку А я в нее пока еще не пришла. Я еще иду. Очень хочу ею заниматься, потому что чувствую, что это мое. Только не всякой наукой, а наукой в Японии.
>Было дело, мой японский проф, когда я хотела ехать по Европам, говорил мне: - Ты что, ты слушай сюда, ты ж ничего не понимаешь! Они там рабы! Им деньги платят! У них никакой свободы, глупый ты человек! Там же капитализм!
>На что я (из уважения к профу и вообще в Японии так положено, и мне в общем нравится что так положено) в ответ кивала, внутри будучи с ним абсолютно согласной, потому что он Сенсей, однако в то же время чувствуя, что не все совсем в порядке, потому что в тот конкретный момент у меня не было ни степендии, ни зарплаты,ни вообще каких бы то ни было выплат, ни нормального жилья, мне приходилось днем пахать в лабе, а вечером пахать на подработках, что зароняло в мою неокрепшую психику мысли вроде "у вас какое-то странное определение рабства - человек, которому платят деньги; по-моему все наоборот, раб -это человек, которому деньги не платят".
>Сейчас я думаю, господи боже мой, мне все говорили - надо слушать сенсея, сенсей тебе плохого не пожелает, сенсей тебе плохого не посоветует. И где была моя голова!
>Сенсей оказался абсолютно прав. Я даже знала, что он прав, но что он ДО ТАКОЙ СТЕПЕНИ прав, я просто не могла себе представить. Дело в том, что японская система очень сильно отличается от европейской, и это решает все. Да, в Европе они действительно рабы. Да, в Европе у них нет свободы. Да, в Европе капитализм и homo homini lupus est, в отличие от Японии. Как?
>Научная свобода (возможность делать то исследование, которое тебе нравится, ехать на те конференции, которые тебе нравятся, приходить в лабу в то время и работать в том темпе, который тебе нравится, вообще решать свой научный путь и быть тем балбесом, которыми обычно считают ученых - типа свободная пташка) определяется, как многие догадываются, наличием на эту свободу научных денег. Так вот. В Европе все деньги у профов. В Японии все деньги у народа. Ну не все, но у народа очень много. Выражается это так:
>В Японии отсутствует система найма младших научных сотрудников. От слова вообще. Младшие научные сотрудники сами поступают в университет, сами роют копытом землю, добывая себе государственное финансирование, и сами себя финансируют - в абсолютно подавляющем большинстве случаев (я вообще не слышала ни об одном случае, чтоб проф когда-то платил зарплату младшему научному сотруднику). Управление младшими научными сотрудниками, таким образом, осуществляется чисто на научном авторитете и построено на а) уважении к авторитету профессора б) страху перед тем, что проф может выгнать (а он может) в) мудром управлении профа делами лабы (степень мудрости разнится, конечно, но основа именно она, а не зарплата)
>То есть, с одной стороны, в сотрудники идут люди, готовые пахать и знающие, что они именно этого хотят, потому что это не цветочки, и во-вторых, профы считают сотрудников не работниками по найму, которые (как мне сказала моя европейская мадам-начальница, "приходят и уходят"), а Учениками, которые продолжат их дело, пойдут по их стопам и так далее - потому что все тут не из-за денег. Денег тут не замешано. То есть в Японии, если можно так выразиться, все еще существует старая-старая, мамонтовская и давно уничтоженная в Европах система менторов. Когда проф - это твой духовный и научный ментор, Сенсей. И он так себя ощущает и чувствует за тебя ответственность.
>Но за все это, разумеется, надо платить, в смысле спать на голом полу, есть горсточку риса в день, вставать с рассветом и медитировать, самому добывать себе финансирование как знаешь. Однако государство в курсе такой ситуации, поэтому для младших сотрудников есть, и довольно много, возможности финансирования (в т.ч. гранты).
>В Европе все наоборот. Возможности финансирования младших научных сотрудников сильно близки к нулю. Если человек хочет пойти в науку, он ищет "позицию" - т.е. объявление о найме на работу младшим научным сотрудником, и зарплата будет вычитаться не от государства, а из грантовых денег профа. Проф, таким образом, платит сотруднику. И, разумеется, "кто девушку ужинает - тот ее и танцует". Если вам сильно повезет (такое бывает), то вам попадется хороший начальник, не лишенный совести и научного интереса, и он будет к вам мягко относиться. Тем не менее, одно исключено точно: научная свобода. Потому что грант получил проф. Под свою тему. Вот ее-то вы и будете делать. Так, как ему это будет надо. Как раб. И отношение часто такое и бывает - "не нравится - пошел отсюда, на твою зарплату вон очередь стоит за дверью". Или еще хуже - "я тебя уволю". В Японии никто тебя не может уволить, потому что наняло тебя государство и только государство тебя может уволить, а у него (государства) не бывает психов, внезапных критических дней и утренних ссор с супругом, в государстве если что-то делается, то долго, коллективно и через тучу бумаг. Надо ли говорить, насколько это меньше стресса - ну, кто работал со взрывными начальниками, знает.
>На более старших уровнях в Европе немного полегче, люди могут получить гранты, но все равно найм профами распространен гораздо больше, чем само-финансирование, по сравнению с Японией. В Японии для профа главное -это вытолкнуть вас в жизнь, чтобы вы стали независимым ученым, способным генерить свои идеи и самостоятельно их финансировать. В Европе профам по большей части (хотя и не всем) все равно, что с вами будет после того, как вы закончите контракт. Максимум они могут согласиться вам рекомендательное письмо написать или ваш грант подправить, ну может там в лабе оставят, пока вы другую работу не найдете. Но они не чувствуют себя Сенсеями, менторами, ответственными за судьбу учеников. Они чувствуют себя менеджерами.
>У каждой системы есть свои достоинства и свои недостатки. В Японии люди много жалуются, что их на начальных уровнях бросают без должного руководства, потому что проф говорит "ты свободен, делай что хочешь" - и тут-то молодой сотрудник глубоко зависает и не в состоянии ничего сгенерить. Многие так никогда и не могут, и уходят. В Европе такого гораздо меньше, там людям часто дают конкретный проект (ну, грант же профа, под проект), который надо конкретно делать. В Европе, опять же, сотрудникам платят зарплату, и им надо чисто ходить в лабу и делать проект - в то время как в Японии молодые сотрудники уже с пеленок практически вынуждены заполнять бумаги, писать отчеты и вообще делать всю эту работу, которая требуется от независимого ученого, по получению финансирования и планированию своей личной карьеры. И еще и подрабатывают многие, потому что денег нет. Но зато нет стресса и есть Сенсей. А в Европе сенсея нет, и всем пофигу, а то еще и по голове прилетит.
>Чисто из опыта - кому-то удобно в системе европейского типа, где все в рамках обмена, "ты мне деньги - я тебе работу, все честно". Кому-то наоборот, удобно в системе (эээ... азиатского?) азиатского типа, где отношения основаны на понятиях долга, менторства, Ученик-Учитель и т.п.
>Will Turner: - Somehow I doubt Jack will consider employment the same as being free.
>Lord Cutler Beckett: - Freedom! Jack Sparrow is a dying breed. The world is shrinking. The blank edges of the map filled in. Jack must find his place in the new world or perish.
>Вот еще просто кому интересно, история из жизни про японский менталитет. Когда я только начала заниматься наукой в Киотском универе, главный Сенсей назначил мне непосредственного начальника (ассистант профессора), который меня начал всему обучать.
>Я вообще ничего не понимала и не знала, что это эксклюзивная (по сравнению, например, с Европой) ситуация - когда ты можешь хвостом ходить за молодым ассистент-профессором и всему у него учиться, притом что он реально объясняет, специально для меня. Он меня выучил, можно сказать, как младенца, всему, что знал сам. Всем экспериментальным техникам. Я бегала к нему каждые 5 минут - "ой, а что это у меня тут за полоска на геле? а как посчитать концентрацию для этого эксперимента?а откуда взять вот такие данные? ой, а у меня микроскоп не наводится? а как сделать 3D-съемку? ой, а я нашла какую-то хрень, а посмотрите что это такое?"
>По-моему, у любого бы нервы кончились через месяц, но он -совершенно гениальный, терпеливый человек, он ждал, пока я всему не выучилась и не перестала к нему бегать. Это было совершенно офигительно. Никто никогда ко мне с таким вниманием не относился. (Потом, когда я приехала в Европу, молодая начальница, по сути - такого же статуса, ассистент профессор, с пафосом говорила мне, что она "уже не делает эксперименты, не ее уровень").
>Ну и вот. А потом, когда я начала вести проект, под началом этого японского ассистент-профессора, и стала докладывать о своих результатах, у меня был такой момент - совершенно неожиданный для меня и переломный -когда я уперлась в стену. У меня ничего не получалось, я не знала, почему не получается, и я не знала, что делать дальше.
>Я помню, что мы сидели как обычно за круглым столом, нас было трое (потому что Абир не было, она часто пропускает), и я рассказала, что вот, ничего не получается, и тут он (ассистент профессор) сказал просто: "ага". И ничего больше.
>И я стала спрашивать - а что мне дальше делать? Куда мне двигаться?Какие еще эксперименты сделать?А он сидел и просто говорил - "я не знаю, думай сама".
>И мне стало так обидно, потому он же тоже только что рассказал нам про свои эксперименты, и у него все так красиво, как будто он профессионал, на недоступной огромной горе, как самурай с мечом, а я тут сижу и даже не знаю, что мне делать.
>И мне стало так грустно, что я чуть не разревелась, потому что я чувствовала, какая интеллектуальная пропасть между ним и мной.
>А он заметил, что я сижу и сдерживаю слезы, и сказал: - Однажды, когда я был как ты, и у меня точно так же были такие проблемы,я пришел к моему Сенсею и стал спрашивать, что мне делать, какие эксперименты. И он мне не сказал. И я до сих пор благодарен ему, что он мне не сказал.
>И мы ушли каждый по своим местам, а я пошла на крышу и там разревелась, потому что они были такие крутые, а я даже не знала, что мне сделать, чтобы быть хотя бы частью того, чем были они.
>Вот.
>И сейчас я тоже до сих пор благодарна, что он мне ничего не сказал и заставил меня думать самостоятельно. Потому что после того разговора я нашла-таки решение, и это было очень интересно и необычно, и не так, как у всех. И все это потому, что Сенсей.
По-моему, девушка написала байку по мотивам еще не вышедшего фильма "особенности национальной науки в Японии". Бред какой-то.
КОгда-то я работал в одном из девяти императорский университетов Японии (университет Нагоя, 1939) - не слышал ни о каких младших научных сотрудниках. ТАм такой категории вообще не было. Есть профессора, доценты (Associate prof.), ассистенты - это типично. В крупных университетах добавляется еще лектор - это между доцентом и ассистентом. Есть исследователи, приглашенные исследователи - совсем немногочисленная временная категория. Ну, конечно, аспиранты (доки), постдоки.
ПРофессор в Японии не просто хозяин своих сотрудников. Практически = полный феодал. Он определяет будущее своих сотрудников и выпускников.
Нам удивительно, но в Японии можно увидеть (редко, но бывает) стоящего на коленях перед профессором сотрудника, который его умоляет о положительном решении судьбы. Поскольку профессор может и обрезать линию научной жизни, не дав рекоммендации никуда. Без рекомендации профессора в Японии профессионального продвижения ожидать не приходится, лучше удалиться в иные сферы деятельности. Правда, стоять на коленях перед вышестоящим это совсем не то же, что для нас. Стулья и табуретки - это Китай, а в Японии - татами, на полу. ТАк что ощущение другое.
Это относится, безусловно, к японцам. Иностранцы имеют на этот счет самые разные фантазии. Помнится забавный фильм был о белой девушке, поступившей на работу в японскую фирму, как ее там третировали, комедия ("Страх и трепет", 2003). Там японцы настоящие,хорошо все показано.
Япония - традиционное общество с ясно фиксированными правилами поведения и регламентацией взаимоотнощений. В общем, как и положено в конфуцианстве - ритул имеет чрезвычайное значение во всех взаимоотношениях. В принципе, бывает и профессор за дипломника-балбеса диплом пишет. В общем, все как у людей, но со своими четкими особенностями.
Насчет свободы исследования для каких-то неведомых мнс в Японии я никогда не слышал.
Вот в АН СССР свобода исследования была: зарплата мнс или старшего лаборанта низкая, а свободы было сколько хочешь. Мне мой научный руководитель так и говорил, заставить тебя не могу за такую зарплату делать то, что считаю нужным, но пропробую убедить.
Работать в АН СССР было интересно. А сколько умных людей там было, и с ними можно было общаться без ограничений, и про науку, и про жизнь говорить.