От Ikut Ответить на сообщение
К Афордов
Дата 26.09.2015 13:33:51 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Семинар; Тексты; Версия для печати

О разнице в организации науки на микроуровне в Японии и Европе

http://aridmoors.livejournal.com/438055.html и http://aridmoors.livejournal.com/438721.html

каким путем я пришла в науку А я в нее пока еще не пришла. Я еще иду. Очень хочу ею заниматься, потому что чувствую, что это мое. Только не всякой наукой, а наукой в Японии.

Было дело, мой японский проф, когда я хотела ехать по Европам, говорил мне: - Ты что, ты слушай сюда, ты ж ничего не понимаешь! Они там рабы! Им деньги платят! У них никакой свободы, глупый ты человек! Там же капитализм!

На что я (из уважения к профу и вообще в Японии так положено, и мне в общем нравится что так положено) в ответ кивала, внутри будучи с ним абсолютно согласной, потому что он Сенсей, однако в то же время чувствуя, что не все совсем в порядке, потому что в тот конкретный момент у меня не было ни степендии, ни зарплаты,ни вообще каких бы то ни было выплат, ни нормального жилья, мне приходилось днем пахать в лабе, а вечером пахать на подработках, что зароняло в мою неокрепшую психику мысли вроде "у вас какое-то странное определение рабства - человек, которому платят деньги; по-моему все наоборот, раб -это человек, которому деньги не платят".

Сейчас я думаю, господи боже мой, мне все говорили - надо слушать сенсея, сенсей тебе плохого не пожелает, сенсей тебе плохого не посоветует. И где была моя голова!

Сенсей оказался абсолютно прав. Я даже знала, что он прав, но что он ДО ТАКОЙ СТЕПЕНИ прав, я просто не могла себе представить. Дело в том, что японская система очень сильно отличается от европейской, и это решает все. Да, в Европе они действительно рабы. Да, в Европе у них нет свободы. Да, в Европе капитализм и homo homini lupus est, в отличие от Японии. Как?

Научная свобода (возможность делать то исследование, которое тебе нравится, ехать на те конференции, которые тебе нравятся, приходить в лабу в то время и работать в том темпе, который тебе нравится, вообще решать свой научный путь и быть тем балбесом, которыми обычно считают ученых - типа свободная пташка) определяется, как многие догадываются, наличием на эту свободу научных денег. Так вот. В Европе все деньги у профов. В Японии все деньги у народа. Ну не все, но у народа очень много. Выражается это так:

В Японии отсутствует система найма младших научных сотрудников. От слова вообще. Младшие научные сотрудники сами поступают в университет, сами роют копытом землю, добывая себе государственное финансирование, и сами себя финансируют - в абсолютно подавляющем большинстве случаев (я вообще не слышала ни об одном случае, чтоб проф когда-то платил зарплату младшему научному сотруднику). Управление младшими научными сотрудниками, таким образом, осуществляется чисто на научном авторитете и построено на а) уважении к авторитету профессора б) страху перед тем, что проф может выгнать (а он может) в) мудром управлении профа делами лабы (степень мудрости разнится, конечно, но основа именно она, а не зарплата)

То есть, с одной стороны, в сотрудники идут люди, готовые пахать и знающие, что они именно этого хотят, потому что это не цветочки, и во-вторых, профы считают сотрудников не работниками по найму, которые (как мне сказала моя европейская мадам-начальница, "приходят и уходят"), а Учениками, которые продолжат их дело, пойдут по их стопам и так далее - потому что все тут не из-за денег. Денег тут не замешано. То есть в Японии, если можно так выразиться, все еще существует старая-старая, мамонтовская и давно уничтоженная в Европах система менторов. Когда проф - это твой духовный и научный ментор, Сенсей. И он так себя ощущает и чувствует за тебя ответственность.

Но за все это, разумеется, надо платить, в смысле спать на голом полу, есть горсточку риса в день, вставать с рассветом и медитировать, самому добывать себе финансирование как знаешь. Однако государство в курсе такой ситуации, поэтому для младших сотрудников есть, и довольно много, возможности финансирования (в т.ч. гранты).

В Европе все наоборот. Возможности финансирования младших научных сотрудников сильно близки к нулю. Если человек хочет пойти в науку, он ищет "позицию" - т.е. объявление о найме на работу младшим научным сотрудником, и зарплата будет вычитаться не от государства, а из грантовых денег профа. Проф, таким образом, платит сотруднику. И, разумеется, "кто девушку ужинает - тот ее и танцует". Если вам сильно повезет (такое бывает), то вам попадется хороший начальник, не лишенный совести и научного интереса, и он будет к вам мягко относиться. Тем не менее, одно исключено точно: научная свобода. Потому что грант получил проф. Под свою тему. Вот ее-то вы и будете делать. Так, как ему это будет надо. Как раб. И отношение часто такое и бывает - "не нравится - пошел отсюда, на твою зарплату вон очередь стоит за дверью". Или еще хуже - "я тебя уволю". В Японии никто тебя не может уволить, потому что наняло тебя государство и только государство тебя может уволить, а у него (государства) не бывает психов, внезапных критических дней и утренних ссор с супругом, в государстве если что-то делается, то долго, коллективно и через тучу бумаг. Надо ли говорить, насколько это меньше стресса - ну, кто работал со взрывными начальниками, знает.

На более старших уровнях в Европе немного полегче, люди могут получить гранты, но все равно найм профами распространен гораздо больше, чем само-финансирование, по сравнению с Японией. В Японии для профа главное -это вытолкнуть вас в жизнь, чтобы вы стали независимым ученым, способным генерить свои идеи и самостоятельно их финансировать. В Европе профам по большей части (хотя и не всем) все равно, что с вами будет после того, как вы закончите контракт. Максимум они могут согласиться вам рекомендательное письмо написать или ваш грант подправить, ну может там в лабе оставят, пока вы другую работу не найдете. Но они не чувствуют себя Сенсеями, менторами, ответственными за судьбу учеников. Они чувствуют себя менеджерами.

У каждой системы есть свои достоинства и свои недостатки. В Японии люди много жалуются, что их на начальных уровнях бросают без должного руководства, потому что проф говорит "ты свободен, делай что хочешь" - и тут-то молодой сотрудник глубоко зависает и не в состоянии ничего сгенерить. Многие так никогда и не могут, и уходят. В Европе такого гораздо меньше, там людям часто дают конкретный проект (ну, грант же профа, под проект), который надо конкретно делать. В Европе, опять же, сотрудникам платят зарплату, и им надо чисто ходить в лабу и делать проект - в то время как в Японии молодые сотрудники уже с пеленок практически вынуждены заполнять бумаги, писать отчеты и вообще делать всю эту работу, которая требуется от независимого ученого, по получению финансирования и планированию своей личной карьеры. И еще и подрабатывают многие, потому что денег нет. Но зато нет стресса и есть Сенсей. А в Европе сенсея нет, и всем пофигу, а то еще и по голове прилетит.

Чисто из опыта - кому-то удобно в системе европейского типа, где все в рамках обмена, "ты мне деньги - я тебе работу, все честно". Кому-то наоборот, удобно в системе (эээ... азиатского?) азиатского типа, где отношения основаны на понятиях долга, менторства, Ученик-Учитель и т.п.

Will Turner: - Somehow I doubt Jack will consider employment the same as being free.

Lord Cutler Beckett: - Freedom! Jack Sparrow is a dying breed. The world is shrinking. The blank edges of the map filled in. Jack must find his place in the new world or perish.

Вот еще просто кому интересно, история из жизни про японский менталитет. Когда я только начала заниматься наукой в Киотском универе, главный Сенсей назначил мне непосредственного начальника (ассистант профессора), который меня начал всему обучать.

Я вообще ничего не понимала и не знала, что это эксклюзивная (по сравнению, например, с Европой) ситуация - когда ты можешь хвостом ходить за молодым ассистент-профессором и всему у него учиться, притом что он реально объясняет, специально для меня. Он меня выучил, можно сказать, как младенца, всему, что знал сам. Всем экспериментальным техникам. Я бегала к нему каждые 5 минут - "ой, а что это у меня тут за полоска на геле? а как посчитать концентрацию для этого эксперимента?а откуда взять вот такие данные? ой, а у меня микроскоп не наводится? а как сделать 3D-съемку? ой, а я нашла какую-то хрень, а посмотрите что это такое?"

По-моему, у любого бы нервы кончились через месяц, но он -совершенно гениальный, терпеливый человек, он ждал, пока я всему не выучилась и не перестала к нему бегать. Это было совершенно офигительно. Никто никогда ко мне с таким вниманием не относился. (Потом, когда я приехала в Европу, молодая начальница, по сути - такого же статуса, ассистент профессор, с пафосом говорила мне, что она "уже не делает эксперименты, не ее уровень").

Ну и вот. А потом, когда я начала вести проект, под началом этого японского ассистент-профессора, и стала докладывать о своих результатах, у меня был такой момент - совершенно неожиданный для меня и переломный -когда я уперлась в стену. У меня ничего не получалось, я не знала, почему не получается, и я не знала, что делать дальше.

Я помню, что мы сидели как обычно за круглым столом, нас было трое (потому что Абир не было, она часто пропускает), и я рассказала, что вот, ничего не получается, и тут он (ассистент профессор) сказал просто: "ага". И ничего больше.

И я стала спрашивать - а что мне дальше делать? Куда мне двигаться?Какие еще эксперименты сделать?А он сидел и просто говорил - "я не знаю, думай сама".

И мне стало так обидно, потому он же тоже только что рассказал нам про свои эксперименты, и у него все так красиво, как будто он профессионал, на недоступной огромной горе, как самурай с мечом, а я тут сижу и даже не знаю, что мне делать.

И мне стало так грустно, что я чуть не разревелась, потому что я чувствовала, какая интеллектуальная пропасть между ним и мной.

А он заметил, что я сижу и сдерживаю слезы, и сказал: - Однажды, когда я был как ты, и у меня точно так же были такие проблемы,я пришел к моему Сенсею и стал спрашивать, что мне делать, какие эксперименты. И он мне не сказал. И я до сих пор благодарен ему, что он мне не сказал.

И мы ушли каждый по своим местам, а я пошла на крышу и там разревелась, потому что они были такие крутые, а я даже не знала, что мне сделать, чтобы быть хотя бы частью того, чем были они.

Вот.

И сейчас я тоже до сих пор благодарна, что он мне ничего не сказал и заставил меня думать самостоятельно. Потому что после того разговора я нашла-таки решение, и это было очень интересно и необычно, и не так, как у всех. И все это потому, что Сенсей.