Сергей Кара-Мурза предлагает говорить не об отдельных кризисах — финансовом, украинском, о кризисе в арабском мире, об экологическом, криминальном кризисе и т.д., а о системе кризисов, которая больше и сильнее суммы составляющих ее частей в силу кооперативного эффекта.
В этой большой системе придется учитывать общий кризис индустриальной цивилизации как таковой, фундаментальное изменение типа культуры, вызванное, в частности, массово доступным интернетом, смену типа рациональности («поминки по Просвещению» и переход к постмодерну), которая тоже происходят в виде кризиса, обвала.
Рассматривая эти кризисы как отдельные сущности, мы становимся близорукими, не видим систему, в которую они сложились. И не учитываем кооперативный эффект — от взаимодействия всех частей системы, которое делает этот общий кризис в сотни раз сильнее его составных частей. Если же охватить мысленным взглядом эту систему кризисов, то мы поймем, что остались лишь элементы привычного порядка в пространстве хаоса. Как нам в России из него выбираться? Сергей Кара-Мурза предлагает выход.
Для преодоления таких бедствий требуется эту систему разделить, изъять из нее части. Поэтому нам надо освоить это видение системы.
Об общем кризисе индустриальной цивилизации стали говорить после I Мировой войны. После II Мировой кризис удалось подморозить; конечно, частные кризисы накапливались, но два блока (советский и западный) друг друга стабилизировали.
Кризис пошел вразнос, когда рухнул СССР. Способствовала этому и программа глобализации, включенная еще в 1970-е годы, но сдерживавшаяся железным занавесом. Так, начались войны нового типа (например, гибридные войны, бесконтактные войны: если во Вьетнаме приемлемыми для США потерями считались 1:100, то в Ираке — уже 1:1000).
Массово доступный интернет привел к смене типа коммуникаций и типа мышления (ученые отмечают, что даже тип чтения с экрана иной, нежели тип чтения книги; Новое время было именно культурой книги).
О значении этой смены почти не говорится, но это фундаментальное изменение культуры.
Одновременно с этими процессами мы наблюдаем резкую смену поколений. На общественную арену вышло поколение, которое воспитано не на книге, а в интернете, и сам тип этого мышления лежит в другой культуре – культуре постмодерна. Основная масса образованного населения развитых стран, в том числе и России, переживает изменение типа рациональности (на Западе это назвали «поминками по Просвещению»). Изменение это происходит тоже как кризис. Я сужу об этом по студентам в университете. Это крах самой системы языка, логики и меры. Это переходный период от порядка к хаосу. Элементы порядка сохраняются, но они «болтаются» в зоне хаоса.
На эту матрицу кризисов можно наложить смены режимов и гражданские войны на арабском Востоке. И финансовый кризис. Современная финансовая система превратила деньги в потоки электронных сообщений, что привело к немыслимым результатам. Так, накануне кризиса 2008 года на Уолл-стрит инвестиционный банк Bear Stearns потерял 13 тысяч миллиардов долларов на деривативах — это больше ВВП США!
Западные социологи говорят о смерти общества. Общество распадается на маленькие группки. Гражданское общество на Западе быстро распадается, у нас, может быть, общество более консервативно, собрано по-другому, но дезинтеграция тоже идет быстро.
Распадаются не только общества, но и этносы, народы. Это реактор, который вышел из‑под контроля.
Как нам в России из этой зоны хаоса выбираться? Необходим анализ всей этой системы — хотя бы грубый, приблизительный. Нужно найти те связи и элементы, которые можно было бы вырвать из этой системы, чтобы резко снизить их кооперативный эффект.
По мнению Сергея Кара-Мурзы, для нас срочны и вполне реалистичны усилия, чтобы восстановить коммуникации между поколениями. Вспомним: крах СССР во многом произошел потому, что нарушились коммуникации между поколениями. Три поколения — «осевые», или «ядерные», — поколения людей 1940‑го, 1970‑го и 2000 года рождения. Они потеряли общий язык. Но сейчас они должны договориться о том, что происходит, куда мы катимся и что сделать, чтобы это затормозить или перейти в другой «коридор».