От Ягун Евгений Ответить на сообщение
К victor belov Ответить по почте
Дата 14.06.2015 15:04:06 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Семинар; Тексты; Версия для печати

О-о! – чудная загадка! ...

>>(v.b.) … Вы тут меня кстати натолкнули на такую мысль. Главное в том, что уже Тойнби, хотя формально и признавал циклическую схему развития цивилизаций, но фактически он её и похоронил, ставя возможность сохранения цивилизации в зависимость от благоразумия ее народов. Этот важный момент наверное надо бы тоже отразить в Манифесте.

Да нет, не похоронил. Гениальный был мужик, но вот – поди ж ты! – не додумался расчленить весь генезис народа на соответствующие периоды. Каковое и сделал уже потом Гумилев …
Что есть «благоразумие» для народов?
Для отдельного имярека – другое дело! Среди индивидуумов встречаются благоразумные чуть ли не с 5 лет. Однако же и по статистике для большинства людей эта благоразумность, так или иначе, наступает в период среднего возраста. А потом у одних переходит либо в прогрессирующий маразм, либо в мудрость.
У народа же или у цивилизации – этноса или суперэтнса – если расчленить их генезис на периоды, то четвертой по счету наступает стадия Инерции. Она вполне подходит под категорию «благоразумной». К тому же самая продуктивная в плане творчества, архитектуры и прочих рукотворных шедевров. Кстати, при всех благоприятных условиях Россия должна была бы вступить в эту стадию как раз в период «оттепели» …
А в завершение всего появляется и аналог «Мудрости» – всплески Мемориальной стадии. И как завершение всего генезиса – стадия Гомеостаза – «никого не трогаем, примусы починяем …».
В общем, отражайте в Манифесте что хотите, но с учетом реального исторического опыта. Иначе будет не убедительно.

>(Я.Е.) … что касается великороссов, то свой этногенез они начали с XIII в. будучи уже православными.
>(v.b.) А как быть со "словом о полку Игореве"?

О-о! – чудная загадка!
Выскажу интересную версию. «Слово …» было написано не в XII в., это поздний памфлет. В те времена жанр «памфлета» отражал точку зрения, отличную от власть предержащих – в общем, за написанное не казнили. И памфлет часто камуфлировался под литературное произведение. Например – «Сокровенное сказание монголов» (Монголын нууц товчоо), продиктованное кому-то неизвестному престарелыми нойонами Чингиз-хана. Оно весьма отличается по трактовке событий от официальной истории, написанной историографом персом Рашид ад-дином.
В общем, «Слово …» родилось примерно в XIII в., возможно лет через 10-20 после набега Батыя. То есть, автор был современником Александра Невского и Даниила Галицкого. И на период написания он, возможно, находился в оппозиции к первому. Есть также доводы, что автор жил еще позже. Гумилев указал, что некоторые тюркские слова или же их значение из «Слово …» могли появиться только в «монгольский период». Гумилев хорошо знал тему и языки. Тем более что сам переводил Шах-намэ. А для своей матушки Анны Ахматовой при переводе ей корейских стихов ввел «для рифмы» такое культовое понятие советской литературы как «серебряный век» …

Однако не имею намерений пикироваться по разным нюансам.
Повторюсь – Манифест прочитал с должным удовлетворением.
Но обязан также и еще раз повторить. Воззвание, претендующее на Манифест, ничего не должно оставлять дворцовым социологам и политологам – переиначат и, если им надо – обгадят.
Вот поэтому и советовал сразу обозначить все те сегменты нашего социума, которые особенно подвержены диарее. И место которых в будущем никак не там, где они сейчас.